Группы «Оккам» (экс-Dentsu Russia) и «Родная речь», ранее опубликовавшие прогнозы в сентябре, тоже дали более привлекательные по сравнению с весенними сценарии развития рекламного рынка в 2022-2023 годах.
«Оккам» в марте говорила о падении рынка на уровне 20% (позитив) и 30% (негатив). 20 сентября на Brand New Conference главный исполнительный директор группы Мария Донских объявила, что рекламные инвестиции по итогам года сократятся всего на 17,8%, до 475 млрд рублей. Правда, для крупных рекламодателей падение составит 25% и более. Но, по ее словам, сокращение частично компенсировал малый и средний бизнес, а также государство, активно рекламировавшее национальные проекты. «Оккам» не стала детализировать свой прогноз и публиковать данные по ключевым сегментам рекламного рынка.
На 2023 год «Оккам» подготовила два прогноза. Согласно одному, позитивному рекламные инвестиции вырастут на 2-6% благодаря «восстановлению импорта, его замещению, появлению новых рекламодателей и развитию трансграничной торговли».
Но более вероятным в «Оккам» считают негативный сценарий, который предусматривает падение отрасли на 9-12%. Хотя ситуация в российской рекламе по сравнению с 2022 годом существенно не изменится, рынок лишится «весьма позитивного эффекта января-марта 2022 года» — в первом квартале этого года эксперты АКАР зафиксировали 5-процентный рост.
Прогноз «Родной речи» также состоит из оптимистичного и пессимистичного сценариев. В таблице, которую группа опубликовала в своем телеграмм-канале 16 сентября, сказано, что в первом случае рынок в 2022 году упадет на 15%, во втором — на 24%. При этом для каждого из вариантов разница между динамикой ключевых сегментов составляет от 7 до 15 процентных пунктов. Так, в оптимистичном сценарии телевизионный сегмент упадет на 15%, в пессимистичном — на 22%. Интернет-рекламу ждет сокращение на 15% или на 25%, печатную прессу — на 45% и даже 60%.
Хотя пауза в рекламе большинства международных компаний продолжается, глубина падения рынка не достигнет в 2022 году пессимистичных границ и показателей весенних прогнозов — -20-50%, отметил Сергей Белоглазов, вице-президент группы «Родная речь».
С еще меньшим скептицизмом аналитики «Родной речи» смотрят в 2023 год. Оба разработанных группой сценария предусматривают рост рекламного рынка. Оптимистичный вариант предполагает, что отрасль увеличится на 15% по сравнению с предыдущим годом, а пессимистичный — что рынок покажет положительную динамику на уровне 6%.
При этом единственным сегментом, который продолжит падение, может стать печатная пресса, да и то лишь в случае, если будет реализован пессимистичный вариант. Телевизионная и радиореклама в пессимистичном варианте продемонстрируют нулевой рост, а интернет и наружная реклама увеличатся на 5% и 10% соответственно. В оптимистичном сценарии все ключевые сегменты рекламного рынка и вовсе ожидает 10-процентный рост за исключением интернет-рекламы, объем которой вырастет на 20%.