18.09.2025, 11:55

И снится нам не слоган космодрома. Какая бывает реклама в космосе

Госдума 17 сентября одобрила во втором и третьем чтениях законопроект, уточняющий полномочия корпорации «Роскосмос» по размещению наружной рекламы на объектах космической инфраструктуры и на космической технике. Согласно предварительной оценке, реклама на космической технике может приносить в бюджет около 100 млн рублей ежегодно, реклама на объектах космической инфраструктуры — до 5 млн рублей в год.
История отечественной и мировой космической рекламы насчитывает уже 35 лет, Советский Союз был первопроходцем в этой сфере.

Закон о рекламе в космосе

Законопроект № 465445–8 «О внесении изменений в Федеральный закон “О рекламе” и статьи 7 и 14 Федерального закона “О Государственной корпорации по космической деятельности “Роскосмос” (в части уточнения полномочий по размещению рекламы)” был внесен в Госдуму в октябре 2023 года. В марте 2024 года депутаты приняли законопроект в первом чтении, 17 сентября 2025 года — во втором и третьем чтении сразу. Далее законопроект должен быть одобрен Советом Федерации и подписан президентом, после чего обретет силу закона.

Законопроект предусматривает право госкорпорации «Роскосмос» заключать договоры на размещение рекламы на космической технике, а также на установку и (или) эксплуатацию рекламных конструкций на объектах космической инфраструктуры.

В финансово-экономическом обосновании (ФЭО) законопроекта, подготовленном комитетом Думы по экономической политике, предлагается перечислять прибыль от осуществления деятельности по установке рекламы на объектах космической инфраструктуры и размещению рекламы на космической технике в равных частях в федеральный бюджет и в качестве взноса на формирование специальных резервных фондов Госкорпорации «Роскосмос». Порядок расчета платежей по договорам, их размер, сроки и условия уплаты предлагается утвердить постановлением правительства Российской Федерации.

В ФЭО приводятся следующие оценки прибыли от космической рекламы: «Отчисления в федеральный бюджет могут составить порядка ста миллионов рублей ежегодно из расчета двадцати пусков ракет космического назначения в год при стоимости размещения рекламы на соответствующей космической технике в размере не более двенадцати миллионов рублей (после уплаты налога на прибыль). Установка и (или) эксплуатация рекламных конструкций на объектах космической инфраструктуры может принести дополнительный доход в рамках исполнения договоров в размере до пяти миллионов рублей ежегодно (после уплаты налога на прибыль) из расчета одной тысячи рублей за квадратный метр площади рекламной конструкции в месяц, а также среднего размера рекламного щита в 18 квадратных метров и количества рекламных конструкций не менее 20 единиц».

История отечественной космической рекламы

Японский журналист Тоехиро Акияма в 1990 году стал участником коммерческого космического полета, отправившись на советском космическом корабле «Союз ТМ-11» на орбитальную станцию «Мир». Японская телекорпорация Tokyo Broadcasting System (TBS) заплатила Главкосмосу СССР за полет, по разным данным, примерно $10–11 млн. На борту «Союза ТМ-11» был логотип TBS.

В 1992 году на орбиту вышла российская ракета-носитель «Протон» с логотипом немецкого табачного бренда West.

В 1996 году на станцию «Мир» был доставлен макет банки Pepsi-Cola высотой 1,2 м и плакат «Pepsi — это твое время». Космонавты Юрий Онуфриенко и Юрий Усачев вынесли их в открытый космос, сняли друг друга и рекламные объекты на видео на фоне проплывающей внизу планеты Земля. Запись была использована в рекламном ролике PepsiCo.

В 1997 году на борту станции «Мир» был снят рекламный ролик израильской молочной компании «Тнува» с участием российского космонавта Василия Циблиева.

В 2000 году логотип сети пиццерий Pizza Hut был нанесен на ракету-носитель «Протон», отправленную к орбитальной станции «Мир». В 2001 году Pizza Hut доставила на станцию «Мир» пиццу с салями.

На станции «Мир» также были сняты рекламные ролики лапши быстрого приготовления японской компании Nissin Foods (с участием Сергея Крикалева, 2005 год) и канадского производителя товаров для гольфа и рыбалки Element 21 (с участием Михаила Тюрина, 2006 год). В 2016 году американская сеть магазинов по продаже товаров для ремонта Lowe`s и cтартап Made in Space отправили на станцию «Мир» 3D-принтер.

Стоимость отечественной космической рекламы в разные годы колебалась в интервале от $70 тыс. до $5 млн (без учета контракта TBS c Главкосмосом, когда оплачивалась не только реклама).

Космическая реклама — навязчивая и ненавязчивая

Основанный в 2018 году российский стартап StartRocket разработал проект вывода на низкую околоземную орбиту громадного биллборда из микроспутников-кубсатов, на который должна была с 2021 года транслироваться реклама. В 2019 году стартап сообщил, что его первым клиентом может стать российское подразделение компании PepsiCo с рекламой энергетика Adrenalin Rush. Эксперимент был остановлен из-за того, что американская компания решила отказаться от проекта.

Проекты, подобные разработанному StartRocket, выдвигали и другие компании. В отличие от рекламы, размещаемой на космических аппаратах и объектах космической инфраструктуры, на пути реализации подобных проектов стоит ряд препятствий. Против них активно выступают астрономы всего мира, заявляющие, что космического мусора и без того очень много. Реклама в открытом космосе противоречит законодательству ряда стран. Национальные законы могут предусматривать право жителей на отказ от просмотра рекламы. Кроме того постоянно висящая в ночном небе реклама может оказать обратный эффект, испортив отношение публики к рекламодателю.

Авторы:
Алексей Скворцов
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Omni360
5 часов назад
ВкусВилл
10.11.2025