Трудно первые 133 года. Kodak опровергает сообщения о своей скорой смерти
Photo by Tim Mossholder on Unsplash
Великое прошлое
Официальная дата основания компании Eastman Kodak — 1892 год.Но еще в 1879 году Джордж Истман получил патент на устройство для нанесения ранее сухой желатиносеребряной фотоэмульсии на стеклянные пластины. В 1888 году он вывел на рынок свой первый фотоаппарат. Внутри деревянной коробки находился рулон пленки на 100 кадров, фотоэмульсия была нанесена на бумагу. Камера с пленкой внутри cтоила 25 долларов (в переводе на современные доллары — $835).
Самый старый из дошедших до наших дней рулонов фотопленки Kodak, выпущенный в 1888 году. Хранится в музее основателя компании Джорджа Истмена.
После того, как владелец отснял последний кадр, камеру нужно было отправить на одну из фабрик Истмана (их было две — в США и в Великобритании), где проявляли пленку и печатали фотографию. За это нужно было доплатить еще $10. Реклама фотоаппарата гласила «Вы нажимаете кнопку — мы делаем остальное». Перед выводом камеры на рынок Истман запатентовал устройство затвора и название своей продукции — «кодак» (это слово он изобрел сам, оно ничего не значило, просто красиво звучало).
Первая газетная реклама фотоаппарата Джорджа Истмана.
Новинка пользовалась бешеным успехом. В 1892 году Истмен переименовал свою компанию Eastman Dry Plate and Film Company в Eastman Kodak Company.
Благодаря изобретения Истмана фотоаппарат превратился из игрушки для богатых оригиналов в продукт для массового рынка. Компания Kodak, пионер созданного рынка, десятилетиями удерживала на нем лидирующие позиции. В 1970-е годы, по данным журнала The Economist, на ее долю приходилось 90% продаж фотопленки и 85% продаж фотоаппаратов в США.
Ошиблись в цифре
В 1975 году инженер компании Стивен Сассон разработал цифровой фотоаппарат. Реакция топ-менеджмента, по его словам, была такова: «Мило, но никому об этом не рассказывай».
Стивен Сассон со своим цифровым фотоаппаратом.
Логика, которой руководствовалась начальство Сассона, была проста. Зачем компании, контролирующей большую часть рынка фотопленки, добровольно убивать этот рынок? Ведь для цифрового фотоаппарата пленка не нужна.
Это решение, как теперь известно, было не просто ошибочным, а смертельно ошибочным. Рынок цифровой фотографии все равно возник. В 1981 году свой первый цифровой фотоаппарат представила компания Sony. Kodak опоздала с выходом на этот рынок. В начале XXI века топ-менеджмент уже заявлял, что занимается трансформацией Kodak в «передовой цифровой концерн». Но средств на эту трансформацию не хватало.
В конце 1990-х акции Kodak cтоили около $80–90 за штуку. В 2003 году одна акция стоила около $40. Начиная с 2007 года компания год за годом заканчивала с убытками. В 2010 году акция Kodak стоила $4. В 2011 году — меньше доллара. Слухи о банкротстве, распространившиеся в деловой прессе, руководство фирмы опровергало. В 2012 году Eastman Kodak все-таки объявила о начале процедуры защиты от банкротства. К тому времени она задолжала 100 000 кредиторов в общей сложности $6,75 млрд.
Началась распродажа патентов, связанных с цифровой фотографией (которые в тот момент стоили на порядок больше, чем сама компания). Компания продавала непрофильные подразделения. Kodak прекратила заниматься тем бизнесом, который сделал ее великой, — производством фотоаппаратов. И выжила.
Кризисный римейк
В настоящее время компания занимается производством фотоматериалов, оборудования, расходных материалов и программного обеспечения для офсетной, цифровой и функциональной печати, производит кинопленку. Также она работает в направлении, которое у широкой публики не ассоциируется со словом «Kodak» — фармацевтике. Еще компания продает лицензии на использовании своего бренда производителям различных потребительских товаров (в Южной Корее, например, у молодежи популярна одежда с логотипом Kodak).
В понедельник, 11 августа 2025 года, компания Eastman Kodak подала в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC) отчет о доходах. Компания предупредила, что не располагает «гарантированным финансированием или доступной ликвидностью» для обслуживания долговых обязательств объемом около $500 млн, подлежащих погашению в течение ближайших 12 месяцев. В документе говорится также: «Эти условия вызывают серьезные сомнения относительно способности компании продолжать свою деятельность». Кроме того, сообщалось, что Kodak намерена изыскать денежные средства, прекратив выплаты по своему пенсионному плану.
Консолидированная выручка компании по втором квартале 2025 года составила $263 млн, что на 1% ниже выручки за второй квартал 2024 года в размере $267 млн, а без учета влияния валютных курсов — на 3% ниже. Второй квартал 2025 года Eastman Kodak закончила с чистым убытком $26 млн — против чистой прибыли в размере тех же $26 млн во втором квартале 2024 года.
На предупреждение о проблемах компании с выплатами по долговым обязательствам обратили внимание CNN, CNBC и другие СМИ. Их сообщения появились во вторник, 12 августа.
13 августа пресс-служба Kodak выпустила пресс-релиз, озаглавленный «Заявление относительно вводящих в заблуждение сообщений СМИ».
Сообщения СМИ о том, что Kodak прекращает свою деятельность, выходит из бизнеса или подает заявление о банкротстве, неточны и отражают фундаментальное непонимание недавнего технического раскрытия информации, предоставленного компанией Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) в недавно поданном отчете о прибылях и убытках за второй квартал. Эти статьи вводят в заблуждение и не содержат критически важного контекста, и мы хотели бы прояснить ситуацию».
С точки зрения компании ситуация выглядит так. Kodak не планирует прекращать свою деятельность, выходить из бизнеса или подавать заявление о банкротстве. Kodak уверена, что погасит, продлит или рефинансирует свои долги. В начале 2026 года у Kodak практически не будет чистого долга. Компания продолжит выполнять свои обязательства перед всеми участниками пенсионного фонда, выплаты по пенсионному плану будут лишь «временно приостановлены».
Ситуация чем-то напоминает 2011-й год. Тогда Kodak также заявляла, что банкротства не будет, а будет реструктуризация. Посмотрим, станет ли для компании 2026-й год новым 2012-м.
Неделя рекламы
Энциклопедия обмана