14.04.2025, 15:22

Какой с России спрос: «РИА Рейтинг» нарисовал картину потребления в стране

Потребительский спрос среди россиян на товары и услуги в 2024 году вырос на 6,4%, рассчитали аналитики «РИА Новости». Это на 0,2 п.п. выше, чем в 2023 году по отношению к 2022 году. Средние ежемесячные расходы россиян увеличились на 17% год к году и составили 43,5 тыс. рублей, рост цен на продукты питания составил 11%. При этом номинальные заработные платы жителей России увеличились еще больше — на 18%. Одновременно с этим выросли сбережения россиян в банках — на 26% до 57,5 трлн рублей в 2024 году. По мнению финансовых аналитиков, их стимулируют накопления от несостоявшихся крупных покупок.

По оценкам Центра экономических исследований «РИА Рейтинг», за 2024 год потребительский спрос в России вырос на 6,4%. В 2023 году по сравнению с 2022 годом темпы роста составляли 6,2%. «РИА Рейтинг» оценивал потребительский спрос как сумму оборота розничной торговли, объема платных услуг населения и расходов на общепит. Рост спроса в 2024 году издание объясняет благоприятной экономической ситуацией в России, быстрым увеличением зарплат и высокой кредитной активностью.

Потребительский спрос стимулировала розничная торговля

Основной прирост спроса в России в прошлом году, по данным центра, как и в 2023-м, обеспечила розничная торговля (+7,2% в 2024 году) и общепит (+9%), однако доля последнего в расходах пока невелика — 4,5% — против 73% у розничной торговли, и общественное питание пока не вносит серьезного вклада в общий результат по всем секторам. Динамику роста спроса в других категориях «РИА Рейтинг» не приводит.

Рост оборота розничной торговли произошел в 82 субъектах России. Наиболее существенный — в Республике Адыгея (+21,7%), Карачаево-Черкесской Республике (+14,5%) и в Челябинской области (+13,5%).

Снизился показатель только в Севастополе (-4,3%) и в Ненецком автономном округе (-0,8%). В Архангельской области он остался на прежнем уровне.

По аналогии с динамикой ритейла, лидерами по потребительскому спросу стали Адыгея (+20,7%), Карачаево-Черкесия (+11,7%), Башкирия (+11,2%), Челябинская область (+10,8%) и Тульская область с показателем +10,4%.

Сокращение потребительского спроса по итогам 2024 год было зафиксировано лишь в Севастополе (-4,3%). Самое сильное снижение здесь произошло в секторе общественного питания, оборот которого снизился более чем в два раза. В Архангельской области и Ненецком автономном округе потребительский спрос вырос менее чем на 1%.

Ежемесячные траты россиян выросли на 17%, а цены на продукты — на 11%

По результатам исследования «РИА Рейтинг», ежемесячные потребительские расходы в среднем на душу населения в России в 2024 году составляли 43,5 тыс. рублей, на 17% выше уровня 2023 года. На покупку товаров ушла большая часть — 31,7 тыс. рублей, на оплату услуг — 9,8 тыс. рублей, на питание в общественных местах — 2 тыс. рублей.

Самые высокие потребительские расходы на душу населения — у жителей Москвы (77,5 тыс. рублей в месяц), Санкт-Петербурга — 60,7 тыс. рублей, Краснодарского края — 59,7 тыс. рублей.

Рост потребительских цен, по данным Росстата, в прошлом году достиг 9,52% против 7,42% в 2023 году. Продовольственные товары в 2024 году подорожали на 11%, непродовольственные — на 6,1%, услуги — на 11,5%, стоимость услуг ЖКХ выросла на 9,5%, коммунальных услуг — на 10%, медицинских — на 10,5%. 

Зарплаты в России выросли больше, чем цены

По оценке «РИА Рейтинг», в 2024 году номинальные заработные платы россиян увеличились выше затрат и цен — на 18,3%. Наибольший рост по уровню зарплат в России показали Удмуртия (+24,6%), Курганская (+24,5%) и в Липецкая области (+23,9%).

Россияне обменяли крупные покупки на депозиты

По данным аналитической консалтинговой компании Frank RG, в 2024 году банки выдали физлицам кредитов на 13,2 трлн рублей — это на 21% меньше, чем в 2023 году.

Средства россиян в банках, напротив, по итогам 2024 года увеличились на 11,9 трлн рублей (+26%), общая сумма депозитов составила 57,5 трлн рублей.

По словам заместителя президента-председателя правления ВТБ Георгия Горшкова, рост сбережений стимулировал перенос крупных покупок с 2023 года. «Многие россияне, отложившие крупные покупки с прошлого года, продолжат копить на них с помощью депозитов и накопительных счетов, только база роста будет уже значительно выше», — заявил представитель банка.

Авторы:
Алина Губина
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
17.11.2025
За длинным бонусом: 78% покупателей готовы раскрыть персональную информацию ради скидки

Большинство американцев готовы делиться персональными данными ради скидок и бонусов, хотя почти все переживают из-за возможных утечек и до конца не понимают, как ритейлеры распоряжаются собранной информацией. Многие из них всё чаще оказываются в ситуации, когда желание сэкономить конкурирует с тревогой за сохранность персональных данных. По данным опроса компании Incogni, 78% покупателей готовы раскрыть персональную информацию ради скидки или бонуса. При этом 95% переживают из-за риска утечек, а почти каждый четвертый уже сталкивался с подобными инцидентами. Чаще всего респонденты без колебаний делятся номером телефона и домашним адресом — так ответили по 60% участников исследования. Про свою сексуальную активность в обмен на скидку готовы рассказать лишь 4% опрошенных.

Редакция ADPASS
14.11.2025
Редакция ADPASS
11.11.2025
Редакция ADPASS
06.11.2025