Тренд на безалкогольное: сравниваем, как пьют нулевое пиво в России и за рубежом
Проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения опрос показал, что 5% россиян пьют только безалкогольное пиво, еще 12% — и алкогольное, и безалкогольное. Безалкогольное пиво популярно не только в России. Рост потребления этого напитка — общемировая тенденция. В США, по данным YouGov, в 2023 году потребители безалкогольного пива составляли 5,32% взрослого населения страны. В других странах мира любителей этого напитка даже больше.
Половина россиян не пьет пиво, каждый двадцатый — пьет только безалкогольное
Проведенное 21–23 февраля 2025 года исследование ВЦИОМ, в котором приняло участие 2540 совершеннолетних жителей страны, показало, насколько популярно безалкогольное пиво в России. По результатам опроса аналитики ВЦИОМ условно разделили россиян на четыре группы. Первая — «традиционалисты» — 39% опрошенных. Они предпочитают только алкогольное пиво. Как правило, это мужчины в возрасте 35–59 лет и активные телезрители. Вторая группа — «ценители» (12%). Они пьют и алкогольное, и безалкогольное пиво. Это мужчины и женщины, чаще в возрасте 25–44 лет, а также любители общепита (ресторанов). Таким образом, алкогольное пиво в общей сложности употребляют 51% взрослого населения страны, чуть больше половины. Третья группа — «трезвенники» (5%). Те, кто пьет только безалкогольное пиво. Чаще это женщины в возрасте 25–44 лет, с более высоким, чем в остальных группах, доходом.Четвертая, самая многочисленная группа — «пивные аскеты» (44%). Чаще других это женщины 60 лет и старше, проживающие в селах и имеющие доход ниже среднего.
Стоит заметить, что даже те россияне, которые пьют безалкогольное пиво, делают это редко — в сравнении с другими напитками. Почти семеро из десяти опрошенных (69%) сообщили, что несколько раз в неделю и чаще пьют кофе. 10% респондентов часто пьют газировку. 5% часто пьют алкогольное пиво. 4% — энергетики, 3% — крепкий алкоголь, 2% — вино.
Как часто россияне пьют различные алкогольные и безалкогольные напитки
Почти половина любителей алкогольного пива стала пить его меньше
Опрос ВЦИОМ показал также, что за последний год 15% потребителей безалкогольного пива стали пить его чаще, 25% — реже, 53% — не изменили привычек, 7% затруднились с ответом.
Среди потребителей алкогольного пива тех, кто за год стал употреблять его реже — 44%. Это заметно больше по сравнению с любителями безалкогольного. Тех, кто стал пить алкогольное пиво чаще — всего 7%. То есть в два с небольшим раза меньше в сравнении с потребителями безалкогольного напитка.
Изменение потребления россиянами безалкогольного и алкогольного пива за год
Телереклама безалкогольного пива заметнее всех других видов рекламы
45% участников опроса ВЦИОМ видели рекламу безалкогольного пива по телевидению. 17% — в интернете. 14% — в магазинах. 13% респондентов где-то видели, но не смогли вспомнить где. 10% встречались с наружной рекламой безалкогольного пива. (На вопрос о видах рекламы можно было дать любое число ответов).
Где россияне видят рекламу безалкогольного пива
Безалкогольное пиво должно быть вкусным и ароматным
Отвечая на вопрос о том, что для них является важным при выборе безалкогольного пива, 86% потребителей этого напитка очень важными качествами назвали вкус и аромат. Низкое содержание алкоголя или его отсутствие отметили 57%. Состав и натуральное содержание — 52%. Другие параметры (бренд, цена, рекомендации знакомых, калорийность, упаковка, дизайн) считают очень важными менее половины опрошенных. Интересно отметить, что примерно каждый восьмой (12%) заявил, что ему очень важно попробовать напиток перед покупкой. Хочется задать этим людям вопрос — где столь часто проводятся дегустации бесплатного пива?
Что для россиян является важным при выборе безалкогольного пива.
Как относятся к безалкогольному пиву в мире
Мировая статистика безалкогольного пива показывает, что во многих странах наблюдается одна и та же тенденция — постоянный уверенный рост популярности этого напитка.
Американская Brewers Association, объединяющая мелких и независимых производителей крафтового пива, сообщала о росте продаж в январе-октябре 2024 года на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.
Согласно опросу, проведенному The Beer Institute (национальной ассоциацией американских пивоваров), при выборе безалкогольных напитков каждый пятый американец (22%) отдает предпочтение безалкогольному пиву. 60% американцев считают, что слабоалкогольное и безалкогольное пиво — хорошая альтернатива для тех, кто хочет ограничить потребление алкоголя в долгосрочной перспективе.
Доля регулярных потребителей безалкогольного пива в отдельных странах мира.
По данным онлайн-опроса, проведенного Statista Consumer Insights с июля 2023 года по июнь 2024 года, американские 5% любителей безалкогольного пива — не самый высокий показатель. В Мексике регулярно пьют безалкогольное пиво 8% совершеннолетних жителей страны. В Великобритании — 9%. В Италии и Бразилии — каждый десятый. В Китае, Индии, Франции — 12%. В Германии — 15%. В Испании — немногим более чем каждый пятый (21%).
В 2023 году на долю безалкогольного пива приходилось более 5% европейского пивного рынка — согласно статистическому докладу торговой ассоциации The Brewers of Europe.
В декабре 2022 года на сайте Fact.MR был опубликован обзор рынка безалкогольного пива с прогнозом на 2023–2033 год. В нем прогнозировался рост мирового рынка с $20 млрд в 2023 году до $40 млрд в 2033 году.