31.01.2023, 17:23

6,5 млрд писем спама: «Яндекс» отчитался за нейросеть

Платформа для работы и бизнеса «Яндекс 360» рассказала об успехах в борьбе со спамом за 2022 год. По данным пресс-службы компании, в прошлом году предотвращено попадание более 6,5 млрд вредоносных спам-писем в ящики клиентов. Для предотвращения атак используется технология «Спамооборона». Алгоритмы системы анализируют почту по нескольким десяткам тысяч критериев и и фильтруют с помощью нейросети. По ощущениям, ячейки у нейросети «Яндекс 360» слишком велики: спам продолжает обильно сыпаться на пользователей.

Photo by Brian Tromp on Unsplash

Письмо от «Госуслуг» может выглядеть как спам

По данным «Яндекса», наиболее часто спам маскируется под рассылки от имени крупных компаний и госучреждений. Например, письмо может выглядеть как отправление с сайта «Госуслуги». В подобных письмах адресату нередко предлагаются налоговые вычеты, компенсации затрат или дополнительные выплаты. Зачастую спам-письмо может содержать прикрепленный pdf-файл с вредоносной ссылкой. Также среди любимых ловушек спамеров — предложение поучаствовать в лотерее/розыгрыше или даже сообщение о том, что получатель что-то выиграл.

Рассказывая о работе технологий «Спамооборона», генеральный директор «Яндекс 360» Владимир Русинов отметил, что «алгоритмы „Спамообороны“ постоянно обучаются, что позволяет распознавать новые виды спама». «В этом очень помогают и сами пользователи, отмечая нежелательные письма как спам и сообщая о них команде Яндекс 360», — поблагодарил гендир пользователей сервиса.

Как отмечается в пресс-релизе компании, для борьбы со спамом используются сложные алгоритмы. Сначала система анализирует поток электронной почты по базовым критериям: адресу отправителя, тексту, ссылкам и вложениям, потом по более сложным. В сумме при проверке сообщения используется несколько десятков тысяч факторов. Например, алгоритмы «Спамообороны» определят, были ли жалобы на письма с адреса отправителя, многим ли людям разослали вложение и похож ли текст письма на текст спам-рассылки. Для обнаружения сходства текста со спамом используется модель на основе нейронных сетей. Далее система выносит свой вердикт. Если система решила, что письмо является спамом, то оно просто не будет доставлено. Если алгоритмы сомневаются, что письмо — спам, то письмо дойдет до адресата, но попадет в папку «Спам».

Журналист ADPASS, использующий платную версию «Яндекс 360», прочитав пресс-релиз, заглянул в папку «Спам» в своем почтовом ящике. Там лежало только одно письмо, содержание которого вызвало сомнение у алгоритмов сервиса в том, что это спам. С одной стороны письмо было только одно, с другой — не распознать такой текст как спам сложно, даже без использования нейросети.

73% спам-писем — это кража личных данных

В 2022 году ежедневно в мире отправлялось 22,43 млрд сообщений, 85% из которых были спамом. 36% от мирового спама пришлось на рекламу. Контент для взрослых является второй по величине категорией спама, на которую приходится примерно 31,7% всех спам-сообщений. «Бронзу» с 26,5% заняли нежелательные письма с финансовыми вопросами.

На каждые 12,5 млн отправленных писем спамеры получают один ответ. Мошенничество и обман составляют около 2,5% всех спам-писем. Статистика фишинга показывает, что кража личных данных является целью 73% из них.

Спам-сайты электронной почты зарабатывают отправителям около $7000 в день.

Спам по электронной почте обходится компаниям в колоссальные $20,5 млрд в год. В эту сумму входят затраты времени сотрудников на ознакомление со спамом, стоимость услуг IT-специалистов и необходимого программного и аппаратного обеспечения для борьбы с нежелательной почтой.

Больше всего спама приходит из США, где находятся 7 из 10 крупнейших спам-компаний мира.

Крупнейший спам-ботнет (сеть компьютеров, обычно находящаяся под незаконным контролем) находится с высокой долей вероятности в Украине.

85% организаций регулярно подвергаются спам-атакам с целью фишинга.

И последнее. 6% спам или фишинговых атак происходит с использованием факсимильных аппаратов. Хотя этот способ обмана существовал с момента расцвета таких устройств в 90-е годы, он остается актуальным и по сей день с большим количеством «успешных случаев».

Статистика собрана по данным ресурсов Talos Intelligence, Spamlaws, TechRadar, GroupMail, Radicati Group и Nucleus Research.

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
17.04.2024
Редакция ADPASS
16.04.2024
Редакция ADPASS
10.04.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?