16.09.2022, 13:26

Непродуктовая розница падает оптом

Согласно исследованию консалтинговой компании «Технологии доверия» (бывшая PricewaterhouseCoopers) о последних тенденциях в розничной торговле и поведении потребителей, после некоторого роста в первые месяцы 2022 года во втором квартале на розничном рынке России началось падение. Заметнее всего снизились продажи в непродуктовой рознице. Минпромторг и ряд аналитических агентств ожидают годовое снижение оборота в пределах 9-10%.

Магазины у дома продемонстрировали лучшие результаты в росте LfL-продаж (соотношения выручки магазинов розничной сети за текущий и прошлый отчетный период) в первом полугодии. В первом и втором кварталах на фоне растущей инфляции средний чек вырос на 9% по сравнению с аналогичными периодами прошлого года.

По данным «Технологии доверия», каждый второй россиянин в мае прогнозировал увеличение трат прежде всего на товары ежедневной необходимости, а именно на продовольственные товары (49%). Женщины и мужчины демонстрируют различные ожидания относительно потребительских трат. Практически каждый четвертый мужчина ожидает увеличения расходов на технику (23%), при том что почти половина женщин дают противоположные прогнозы (46%). Женщины чаще мужчин ожидают сокращения расходов на одежду и обувь (31% против 26% соответственно).

Что касается уменьшения расходов, то в первую очередь оно коснется электронной и бытовой техники (43%). Это обусловлено значительным ростом цен из-за товарных дефицитов и ограничений на импорт, что заставляет потребителей в целом отказываться от покупок данной категории.

Согласно оценкам Ассоциации компаний интернет-торговли, общий объем онлайн-торговли в первом полугодии 2022 года вырос на 43% по сравнению с прошлым годом и составил 2,3 трлн рублей. Из этой суммы на внутренний рынок приходится 2,2 трлн, это на 50% больше, чем за аналогичный период прошлого года — рост в 1,5 раза. Объем трансграничной торговли в первом полугодии составил 103 млрд рублей, что почти на треть (27%) меньше, чем за тот же период 2021 года. Доля e-commerce в общем объеме розничных продаж увеличилась на треть по сравнению с предыдущим годом и составляет 11,2%.

Одной из причин ускоренного роста потребительского спроса, согласно оценке экспертов «Технологии доверия», могла стать нестабильность предложения в офлайн-магазинах, в частности сокращение ассортимента и уход иностранных брендов. Приток покупателей в интернет оказался настолько значительным, что онлайн-торговля сохранила положительную динамику даже при сильном спаде рынка ритейла.

Тем не менее среди каналов продаж по-прежнему наиболее популярными остаются физические магазины. Наиболее сильно онлайн развит в категории «Одежда и обувь» и «Электроника и бытовая техника», наименьшая доля онлайна — в категории «Товары для ремонта и обустройства дома». При этом интересно, что покупка товаров для ремонта и обустройства, а также электроники и бытовой техники через компьютер превалирует над другими способами онлайн-покупок, в том числе и над самым популярным — смартфоном.

Авторы:
Надежда Румак
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
11.04.2024
Редакция ADPASS
08.04.2024
Редакция ADPASS
20.03.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?