Чат-бот ChatGPT, генератор изображений MidJourney и фото-видео-редактор с ИИ-функциями CapCut обходят российские нейросети «Шедеврум» и Kandinsky по упоминаемости в русскоязычных постах социальных сетей. Всего в рейтинг Brand Analytics из 22 генеративных моделей попали восемь российских разработок.
Непродуктовая розница падает оптом
Согласно исследованию консалтинговой компании «Технологии доверия» (бывшая PricewaterhouseCoopers) о последних тенденциях в розничной торговле и поведении потребителей, после некоторого роста в первые месяцы 2022 года во втором квартале на розничном рынке России началось падение. Заметнее всего снизились продажи в непродуктовой рознице. Минпромторг и ряд аналитических агентств ожидают годовое снижение оборота в пределах 9-10%.
Магазины у дома продемонстрировали лучшие результаты в росте LfL-продаж (соотношения выручки магазинов розничной сети за текущий и прошлый отчетный период) в первом полугодии. В первом и втором кварталах на фоне растущей инфляции средний чек вырос на 9% по сравнению с аналогичными периодами прошлого года.
По данным «Технологии доверия», каждый второй россиянин в мае прогнозировал увеличение трат прежде всего на товары ежедневной необходимости, а именно на продовольственные товары (49%). Женщины и мужчины демонстрируют различные ожидания относительно потребительских трат. Практически каждый четвертый мужчина ожидает увеличения расходов на технику (23%), при том что почти половина женщин дают противоположные прогнозы (46%). Женщины чаще мужчин ожидают сокращения расходов на одежду и обувь (31% против 26% соответственно).
Что касается уменьшения расходов, то в первую очередь оно коснется электронной и бытовой техники (43%). Это обусловлено значительным ростом цен из-за товарных дефицитов и ограничений на импорт, что заставляет потребителей в целом отказываться от покупок данной категории.
Согласно оценкам Ассоциации компаний интернет-торговли, общий объем онлайн-торговли в первом полугодии 2022 года вырос на 43% по сравнению с прошлым годом и составил 2,3 трлн рублей. Из этой суммы на внутренний рынок приходится 2,2 трлн, это на 50% больше, чем за аналогичный период прошлого года — рост в 1,5 раза. Объем трансграничной торговли в первом полугодии составил 103 млрд рублей, что почти на треть (27%) меньше, чем за тот же период 2021 года. Доля e-commerce в общем объеме розничных продаж увеличилась на треть по сравнению с предыдущим годом и составляет 11,2%.
Одной из причин ускоренного роста потребительского спроса, согласно оценке экспертов «Технологии доверия», могла стать нестабильность предложения в офлайн-магазинах, в частности сокращение ассортимента и уход иностранных брендов. Приток покупателей в интернет оказался настолько значительным, что онлайн-торговля сохранила положительную динамику даже при сильном спаде рынка ритейла.
Тем не менее среди каналов продаж по-прежнему наиболее популярными остаются физические магазины. Наиболее сильно онлайн развит в категории «Одежда и обувь» и «Электроника и бытовая техника», наименьшая доля онлайна — в категории «Товары для ремонта и обустройства дома». При этом интересно, что покупка товаров для ремонта и обустройства, а также электроники и бытовой техники через компьютер превалирует над другими способами онлайн-покупок, в том числе и над самым популярным — смартфоном.
Лучшее в блогах
Вам понравится
Хотя в 2023 году количество богатейших людей в мире с состоянием свыше $300 млн выросло до 627 тыс. человек (+4,2%), их вложения в предметы роскоши снизились на 1%. Правда, не во всех сегментах. Такие данные привела британская консалтинговая компания Knight Frank. В положительной зоне оказались покупки предметов искусства (+11%), ювелирных изделий (+8%), часов (+5%), монет (+4%) и цветных бриллиантов (+2%). Россию британцы вычеркнули из исследования вместе со странами СНГ. Но другие консультанты утверждают, что в России происходит обратный процесс — количество долларовых миллионеров снижается, а инвестиции в предметы роскоши растут.
Участники рекламного рынка никак не сойдутся в оценке перспектив ритейл-медиа. Выручка маркетплейса Ozon от рекламы в 2023 году выросла на 250-270%, а в 2024-м российский рынок ритейл-медиа увеличится на 200-300%. Такие цифры компания привела вчера на конференции Digital Alliance «DATA. Под другим углом». Другие участники дискуссии называли более скромные значения — рост сегмента на 70-80%. Опрошенные ADPASS рекламные группы ранее также не пришли к общему знаменателю: они давали оценки в диапазоне от 50% до 200%.
ПОДПИСКА
ВАШ ЗАПРОС ДОСТАВЛЕН
О блогах ADPASS: правила, рекомендации, ответы на вопросы