19.07.2022, 12:14

Западные ритейлеры разделись на $800 млн

Шведский ритейлер H& M, заявивший о полном уходе с российского рынка, потеряет на этом около $190 млн. В общем убытки крупных одежных сетей в случае закрытия российского бизнеса могут составить не менее $800 млн. В проигрыше окажется и российская сторона — в первую очередь убытки понесут компании-владельцы торговых центров. Сумма их исков к бывшим якорным арендаторам уже превысила 2,3 млрд рублей, а найти им альтернативу будет очень сложно.

Photo by Psk Slayer on Unsplash

18 июля компания H& M объявила о полном выходе с российского рынка. Одновременно ритейлер заявил, что суммарные потери от закрытия магазинов в России могут достичь 2 млрд шведских крон (около $190 млн), сообщает «Коммерсантъ».

Расходы на закрытие своего бизнеса в России H& M оценила в 11 млрд рублей. Компания заявила о своем намерении скоро начать распродажи складских запасов. Для этого группа планирует на время открыть свои офлайн-магазины. Они будут работать в течение августа до тех пор, пока не реализуют оставшийся товар.

H& M — шведская компания, основанная в 1947 году. Помимо одноименной торговой марки группа владеет брендами Monki, Weekday, Cos, Other Stories и Cheap Monday. В 2021 году чистая прибыль компании составила $1,2 млрд. H& M работает в России с 2009 года. К началу 2022 года российская сеть группы насчитывала 170 физических магазинов. За прошлый год выручка ООО «Эйч энд эм» составила около 75 млрд рублей, чистая прибыль — 6,9 млрд рублей.

Лидерами по потерям, помимо H& M, могут стать испанская группа Inditex (магазины Zara, Massimo Dutti, Bershka, Stradivarius, Pull & Bear) с потенциальным убытком в $300 млн, японская Uniclo — $150-170 млн и французская Decathlon с такими же возможными списаниями.

Общие потери одежных брендов, по консервативной оценке, могут составить $760-800 млн. Они возможно вырастут, если у ритейлеров не получится эффективно расторгнуть действующие долгосрочные арендные контракты и распродать товарные остатки.

Увеличить потери одежных ритейлеров могут иски со стороны арендодателей. Расторгнуть договор с оператором торгового центра можно только при условии предварительного уведомления за полгода. В противном случае арендодатель может забрать себе страховой депозит, вносимый при заключении договора аренды.

До 24 февраля большие одежные сети обычно платили операторам торговых центров фиксированную арендную ставку плюс 7–10% от годового оборота. Сейчас иностранные бренды обслуживают арендные платежи в размере 30-70% от суммы, выплаченной в аналогичный период прошлого года.

Издание посчитало, что уже сейчас в картотеке арбитражных дел зарегистрировано более 30 заявлений на общую сумму более чем 2,3 млрд рублей. Из этой суммы на Inditex приходится — 1,46 млрд, на H& M — 563 млн рублей.

Со шведский сети H& M 538 млн рублей требует ГК «Регионы» в виде упущенной прибыли за аренду магазина в парке развлечений «Город мечты». Также группа, принадлежащая семье депутата Зелимхана Муцоева, требует наложить обеспечительные меры на эту сумму. Арбитражный суд сначала удовлетворил это требование истца, но позднее пришел к выводу, что сумма платежей значительно превышает платежи по аренде.

К группе Inditex претензии предъявило ООО «МБН Агро», которое владеет помещением на Неглинной улице, где расположен магазин Zara. Суд первой инстанции отклонил иск. Слушания продолжатся в вышестоящем суде.

Владельцам торговых площадей будет сложно найти альтернативу уходящим якорным арендаторам. В больших торговых центрах уходящие зарубежные ритейлеры занимали до 34% площадей, в небольших — 22%. Помимо арендной платы международные сети генерировали дополнительный клиентский трафик, найти замену этому источнику посетителей сейчас невозможно.

Глава ритейл-департамента CORE.XP Марина Малахатько отметила, что даже, заменив уходящие из России сети локальными ритейлерами или брендами из Турции и Китая, операторам торговых центров будет сложно получать прежнюю выручку.

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

ГК «Родная речь»
18.04.2024
Altcraft
01.04.2024
Редакция ADPASS
27.03.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?