08.11.2021, 10:54
Материал редакции ADPASS

Тимур Бордюг: как я стал главным редактором ADPASS.RU

Когда долго работаешь пиарщиком, забываешь, зачем нужны профессиональные журналисты. Говорю как человек, восемь лет проработавший в «Коммерсанте», затем еще десять искоренявший этот мощный опыт в маркетинге и пиаре. Больше года назад, вернувшись в большую журналистику, я обнаружил, что пиар победил ее изнутри. Раз никуда от него не деться, подумал я, нужно возглавить процесс, и вышел на работу в новое СМИ о рекламе и маркетинге. Попробую объяснить, зачем я стал главным редактором ADPASS.RU и нет ли здесь противоречия.

Ленивый журналист — предел мечтаний пиарщика. Да, такие люди порой выбешивают, но при этом органично вписываются в коммуникационную стратегию. В специализированных темах они не сильны, лишних вопросов не задают, текст выпускают, только получив понятный пресс-релиз, начальников слушают почтительно, но не слишком вникают в смысл сказанного, очень любят публиковать в соцсетях фотографии присланных им недорогих корпоративных подарков к Новому году, 8 марта и 23 февраля.

Ленивому и нелюбопытному журналисту можно доверять. Ему со спокойной душой отправляют пресс-релиз, имитирующий информационное сообщение: с вводкой, она же lead, худо-бедно описывающий событие, отвечающий на часть базовых вопросов — кто? что? когда? где? почему? как? — и приправленный парой-тройкой цитат участников события. Такой журналист вникать не станет, в лучшем случае поменяет заголовок, немного поправит вводку и выпустит исходный текст без серьезных изменений.

Пиар победил журналистику изнутри.

Недавно несколько СМИ опубликовали новости о ребрендинге одной крупной компании. Едва ли не каждое издание, поставившее новость — в том числе федеральные СМИ, назвало проект масштабным. Но речь шла о рядовом ребрендинге — обновленный логотип, палитра корпоративных цветов, подборка гайдлайнов. Журналисты не задались вопросом, что же такого масштабного в данном ребрендинге, а просто скопировали голословное утверждение — слово «масштабный» было в тексте пресс-релиза, разосланного в редакции.

Хотя не исключено, что я ошибаюсь и дело не в журналистской лени, а в банальном росте числа тех, для кого СМИ перестали быть прямым каналом связи с читателем. Неожиданные информационные поводы, полярные точки зрения и злободневные вопросы, ответ на которые хочется получить немедленно, переместились в соцсети и мессенджеры. СМИ все чаще транслируют более или менее лакированную версию действительности, сшитую из выверенных цитат пресс-службистов всех рангов, и цифр, прошедших многоступенчатый фильтр согласований.

Колумнисты со знанием дела рассказывают о положении дел в бесконечности, но почему-то избегают писать об актуальных проблемах рынка медиааудита.

Грубые швы новой пиар-реальности особенно заметны, когда читаешь нишевые СМИ. Формально все в порядке: на главных страницах сайтов половодье новостей, аналитических текстов и авторских колонок. Но, вчитываясь, понимаешь, что значительная часть новостей — копии бравурных корпоративных пресс-релизов и перепечатки материалов федеральных изданий пополам с переводами из зарубежных СМИ, которые слабо связаны с российской действительностью. Авторы аналитических текстов любят порассуждать о глобальных последствиях отказа Google от использования файлов cookie, но не торопятся по пунктам сравнить преимущества и недостатки представленных в России системы верификации трафика. Колумнисты со знанием дела рассказывают о положении дел в бесконечности, но почему-то избегают писать об актуальных проблемах рынка медиааудита.

СМИ все чаще транслируют более или менее лакированную версию действительности, сшитую из выверенных цитат пресс-службистов всех рангов, и цифр, прошедших многоступенчатый фильтр согласований.

Как главному редактору ADPASS.RU мне, наверное, полагается сейчас сказать, что наше издание станет новым словом в бизнес-журналистике. Что в редакцию мы набрали самых трудолюбивых и любопытных журналистов, которые вдумчиво изучат каждый пресс-релиз. И что теперь на ADPASS.RU можно будет прочесть самые актуальные материалы, посвященные наиболее острым проблемам современной российской рекламы.

Но ничего такого я говорить не буду. Об отраслевых проблемах потенциальные читатели ADPASS.RU осведомлены подчас лучше нас, а следить за отраслевыми новостями другие отраслевые СМИ умеют не хуже.

ADPASS.RU сосредоточится не на этом. Проект запустили три ведущие общественные организации в сфере рекламы — АКАР, IAB Russia и РАМУ. В этих ассоциациях состоят основные игроки российского рекламного рынка. Накопленные компаниями-членами знания и экспертиза давно требуют выхода. Мы планируем сделать ADPASS.RU местом для профессиональных дискуссий, удобной площадкой, которая позволит участникам рекламного рынка и специалистам делиться экспертизой по значимым для индустрии темам.

ADPASS.RU не собирается ограничивать себя событиями, которые касаются только членов АКАР, IAB Russia и РАМУ. Мы будем рассказывать обо всем, что происходит в области рекламы, маркетинговых коммуникаций, медиабизнеса и PR в том числе на регулирующем и законодательном уровне. И не только: не пройдем мимо разрастающихся как грибы экосистем, сервисов и соцсетей. Заглянем в мир шоу-бизнеса. И конечно же будем следить за крупнейшими компаниями России и мира (они же — крупнейшие рекламодатели) и финансовыми рынками.

Мы понимаем ценность новости и то, как важно выпустить ее первыми, но для нас анализ, поиск контекста, проверка факта, экспертное мнение и подача материала важнее оперативности. Наша задача отвечать на вопросы: кому выгодно? что за этим скрывается? к чему приведет?

Для этого мы будем следовать базовым принципам качественной деловой журналистики — точности, объективности и непредвзятости. И мне кажется, это лучшее, что сегодня можно противопоставить побеждающей пиар-реальности.

Поделиться
Мы в соцсетях
Еженедельные рассылки ADPASS

Читайте также:

О главной роли продактплейсмента в «Не время умирать» рассказывает для ADPASS известный в киносреде бренд-менеджер Лидия Маслова.
Мнение Бренды Алкогольные напитки Дело в кепке: зачем Илону Маску пиво с огнеметом
Роман Овчинников, блогер, Санкт-Петербург
Мнение Креатив Фестивали Кто такой арт-директор и другие размышления о креативной индустрии
Александр Алексеев, президент ADCR