Наружной рекламе прописали господдержку

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила меры поддержки операторов наружной рекламы в 2022 году: снижение платежей за эксплуатацию конструкций и продление договоров на конструкции без торгов на один год. В Госдуме ADPASS уточнили, что на помощь государства могут рассчитывать компании с российскими учредителями. Участникам рынка, владельцами которых являются офшоры, может понадобиться перевод материнских компаний в российскую юрисдикцию. Среди крупных участников рынка наружной рекламы, учредители которых зарегистрированы за рубежом, — группа Russ Outdoor.

Арендные и контрактные льготы

ФАС не уточнила, в каком размере предлагает уменьшить платежи, но отметила, что снижение не может устанавливаться на срок более одного года. Определять случаи, в которых операторам будет предоставлена отсрочка очередного платежа за пользование государственными земельными участками под конструкции, будут самостоятельно региональные власти и органы местного самоуправления, говорится в сообщении службы.

В ФАС объяснили, что арендные платежи являются «значительной долей затрат в бюджете компаний»: в силу специфики деятельности операторы наружной рекламы пользуются государственными и муниципальными земельными участками для установки и эксплуатации рекламных конструкций независимо от наличия доходов от размещения рекламы.

В моем понимании, на арендные платежи муниципалитетам должно приходиться около одной трети всей выручки оператора».

Роберт Мирзоян, исполнительный директор Russ Outdoor в интервью «Ведомостям»

Антимонопольный орган также предложил продлить срок действия договоров и разрешений на установку и эксплуатацию конструкций на один год без проведения торгов. Изменения будут внесены в законодательство в части особенностей договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, отметили в ФАС. По закону «О рекламе», с 2008 года договоры на установку и эксплуатацию наружной рекламы на государственном и муниципальном имуществе можно заключать только по итогам торгов.

Безофшорная господдержка

На рассмотрение Госдумы новая инициатива ФАС пока не поступила, но депутаты готовы оперативно ее рассмотреть. Комитет по экономполитике Госдумы поддерживает все инициативы, направленные на стабилизацию рекламного рынка, заявил ADPASS Станислав Наумов, заместитель председателя комитета, курирующий рекламу. Малому и среднему бинзнесу, а также крупным игрокам на рынка наружной рекламы нужно дать максимальные финансовые возможности на ближайшее полугодие, считает он.

Говоря об участниках рекламного рынка, собственники которых находятся в зарубежных юрисдикциях, Наумов отметил, что власти готовы обсуждать меры поддержки для таких компаний. Но лишь в том случае, если «они рассчитывают работать на российском рынке и у них есть есть серьезные инвестиционные планы». По его словам, участники рынка, владельцами которых являются офшорные компании, могут претендовать на господдержку, если собственники пройдут перерегистрацию в российскую юрисдикцию. «Это апробированная схема, недавно Дума приняла поправки, упрощающие такую перерегистрацию», — рассказал Наумов.

Собственники крупнейшего оператора наружной рекламы группы Russ Outdoor не владеют напрямую российским юрлицом компании — ООО «Русс Аутдор». По данным «СПАРК», 100% долей ООО оформлено на офшор Британских Виргинских островов Media Support Services Ltd. Головной компанией группы является зарегистрированная в Нидерландах Russ Out of Home BV. 73,6% нидерландской компании владеет ООО «Стинн», оставшийся пакет — у банка ВТБ.

70% «Стинна» формально принадлежат Григорию Садояну (пакет в залоге у ВТБ). Но фактическими владельцами «Стинна» считаются братья Леван и Роберт Мирзояны, а также депутат Госдумы последнего созыва Бекхан Барахоев, писал «Коммерсантъ». Владельцем 30% «Стинна» в январе стал ЗПИФ «Резервактив», которым управляет компания «КСП Капитал управление активами». Этой УК владеет Сергей Котляренко, управляющий активами семьи Игоря Шувалова и строительной компанией «Дон-строй Инвест», подконтрольной ВТБ.

Компании-учредители второго номера на рынке наружной рекламы оператора Gallery зарегистрированы в России. По данным «СПАРК», 100% долей юрлица Gallery — ООО «Гэллэри Сервис» — принадлежат ООО «Медиа-1 Аутдор», которым владеет инвестиционная группа «Кисмет Капитал Груп» предпринимателя Ивана Таврина. Инвестгруппа зарегистрирована в российской юрисдикции.

Когда некуда падать

Предположить будущие разногласия между теми, кто продвигает инициативу, и теми, кто отвечает за наполнение местных бюджетов, можно уже сейчас, считает Дмитрий Крючков, член «Деловой России» и экспертного совета по рекламе ФАС.

Инициатива потенциально коррупциогенная, так как для операторов законопроект предполагает получение коммерческой выгоды, а для местных бюджетов — потерю бюджетных денег, рассуждает Крючков.

Снизить размер арендных платежей на крупнейшем в России рынке наружной рекламы — московском — будет непросто. Поступления от наружной рекламы значительно меньше тех, на которые городские власти изначально рассчитывали.

В ближайшие 10 лет только от наружной рекламы город будет получать до $250 млн в год», — обещал в октябре 2014 года мэр Москвы Сергей Собянин.

Если ориентироваться на действовавший тогда валютный курс в 40 рублей за доллар, получается, что мэр рассчитывал на ежегодные платежи в размере около 10 млрд рублей. В 2013-2014 годах власти заключили с победившими на торгах операторами договоры на общую сумму более 97 млрд рублей.

Из этих денег на данный момент удалось собрать около половины — суммарные поступления от наружной рекламы в московский бюджет за последние восемь лет превысили 49 млрд рублей, следует из ранее опубликованной правительством Москвы информации. Пик поступлений пришелся на 2013–2015 годы, то есть на первые годы реализации договоров, но начиная с 2016 года властям ни разу не удалось собрать с компаний-операторов даже 5 млрд рублей.

В 2021 году, когда «наружка» выросла на 40%, Москва получила от операторов всего 2,4 млрд вместо запланированных 4,3 млрд рублей, указано на сайте правительства Москвы. На конец апреля 2022 года поступления составили 1 млрд, годовой план составляет 3,6 млрд рублей.

В 2021 году затраты рекламодателей на наружную рекламу выросли до 45 млрд рублей — на 40% по сравнению с 2020-м и на 3% по сравнению с показателями докризисного 2019-го, по данным АКАР. По данным Admetrix, 50% бюджетов в наружной рекламе приходится на Москву.

Авторы:
Тимур Бордюг
Анастасия Горшкова
Поделиться
Мы в соцсетях
Еженедельные рассылки ADPASS

Читайте также:

Экономика Бизнес Кризис

Хроники кризиса. День двадцать восьмой

Интернет-реклама Кризис Вопрос-ответ «Рекламодатели избегают размещения в контенте, посвященном боевым действиям»
Дмитрий Лазарев, основатель рекламно-технологической группы ОТМ
Как изменится работа кинотеатров и онлайн-сервисов без голливудских премьер
Госрегулирование Персональные данные

Магазины понесут персональную ответственность

Госдума приняла закон, запрещающий необоснованно принуждать покупателей предоставлять персональные данные. Исключения возможны только в тех случаях, когда информация о клиенте необходима для оформления покупки. Кроме того, законодатели запретили включать в договор пункты, позволяющие продавцу в одностороннем порядке отказываться от исполнения обязательств и навязывать обязательное приобретение одних товаров или услуг для получения доступа к другим продуктам.