19.09.2025, 16:03

Мощность российского ИИ в 23 раза меньше американского

Россия заняла 27 место в рейтинге стран по развитию вычислительных мощностей для искусственного интеллекта от компании TRG Datacenters. Она обгоняет по этому показателю Бразилию и Польшу. На первом месте США, в тройке лидеров также ОАЭ и Саудовская Аравия. Китай на седьмой строчке.

TRG Datacenters — компания, которая предоставляет услуги центров обработки данных, представила рейтинг стран мира по вычислительной мощности искусственного интеллекта в 2025 году. 

Глобальные инвестиции в инфраструктуру искусственного интеллекта достигли в этом году рекордных $200 млрд, сообщают авторы отчета. Страны стремятся наращивать вычислительные мощности, необходимые для сохранения конкурентоспособности в революции искусственного интеллекта.

Образцом производительности среди чипов для ИИ является Nvidia H100. Он считается общепринятой единицей вычислительной мощности ИИ.

Рейтинг возглавила США — у нее самые большие вычислительные мощности, эквивалентные 39,7 млн чипам Nvidia H100. Дата-центры в США обладают общей мощностью 19,8 тыс. мегаватт. Это примерно половина всех вычислительных мощностей для ИИ в мире. Уже сейчас на ИИ и в смежных областях работает около 10% американцев, и количество занятых увеличивается.

На втором и третьем местах — арабские страны: ОАЭ с 23,1 млн эквивалентов Nvidia H100 и Саудовская Аравия с 7,2 млн. Ближний Восток превратился в новый мощный центр искусственного интеллекта. В мае 2025 года в Эр-Рияде в рамках официального визита президента США Дональда Трампа было подписано соглашение между американскими технологическими компаниями и государственной компанией Humain из Саудовской Аравии. В рамках сделки Humain планирует построить два кампуса с 11 дата-центрами мощностью 200 МВт каждый с планами масштабирования до 1,9 ГВт к 2030 году и до 6 ГВт к 2034-у.

В пятерку также входят Республика Корея (5,1 млн) и Франция (2,4 млн). Эти страны лидируют по интеграции ИИ в производственную сферу. В Южной Корее более 50% рабочих и служащих так или иначе используют ИИ, во Франции этот показатель составляет 22%.

Китай — лишь на седьмой строчке вслед за Индией и это странно. В Китае самое большое количество кластеров — вычислительных систем из нескольких серверов, оснащенных тысячами графических процессоров для обработки объема данных, необходимых для обучения сложных генеративных моделей. Их около 230. Китайцы также лидируют по количеству чипов H100 с 629 тыс. единиц, но по мощностям проигрывают. Аналитики связывают это с ограничением на импорт в Китай современных чипов, а старые обладают меньшей мощностью. Это вынуждает китайские компании делать акцент на эффективности работы ИИ-моделей, которые добиться большего с меньшими затратами ресурсов.

Россия оказалась в рейтинге на 27-й позиции, вслед за Гонконгом, но перед Бразилией и Польшей. Эксперты оценивают мощности российского ИИ в 1,7 млн эквивалентов H100. По данным TRG Datacenters, в стране сейчас восемь ИИ-кластеров.

В марте прошлого года министр экономического развития России Максим Решетников обнародовал другие данные — по объему совокупных вычислительных мощностей. По этому показателю Россия входит в топ-10 стран, а общий уровень внедрения искусственного интеллекта в приоритетных направления экономики составил 31,5%.

В соответствии с национальной стратегией развития ИИ к 2030 году внедрение ИИ даст прирост ВВП на 11,2 трлн рублей, а инвестиции бизнеса и государства в ИИ увеличатся со 120 до 850 млрд рублей в год. При этом активно внедрять ИИ будет до 95% приоритетных отраслей.

Авторы:
Виктор Хилько
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
14.11.2025
Редакция ADPASS
12.11.2025
Отец интернета: веб умирает как рекламная платформа

Тим Бернерс-Ли изобрел веб 35 лет назад, создав язык разметки HTML и протокол передачи данных HTTP, а в 2004 году получил за это рыцарский титул от британской королевы Елизаветы II. Сегодня он уверен: его детище переживает кризис, который ставит под угрозу всю отрасль цифровой рекламы. В беседе с The Verge «отец интернета» описал уже наступающее будущее, в котором новые данные не попадают в открытый веб, ИИ-агенты убивают рекламную модель сайтов, а пользователи кардинально меняют привычки на фоне новой браузерной войны. Для маркетологов это фундаментальный сдвиг: к моменту, когда ИИ-агенты окончательно заменят пользователей на сайтах, цифровая реклама должна успеть перестроиться с таргетирования людей на переговоры с машинами.

Редакция ADPASS
12.11.2025
Редакция ADPASS
05.11.2025