Поисковый click-out: большинство американцев переходят по ссылкам из AI Overview
Восемь из десяти американцев продолжают переходить на сайты после прочтения AI Overview — поисковой сводки, подготовленной искусственным интеллектом, выяснил опрос аналитиков маркетингового агентства NP Digital. 13,3% респондентов заявили, что делают это каждый раз, треть — что часто поступают таким образом и лишь 4,4% никогда не переходят по ссылкам из ИИ-сниппета. При этом больше половины респондентов хотели бы иметь возможность отключать AI Overview хотя бы временно.
Фотография Solen Feyissa / Unsplash
AI Overviews (обзор, созданный искусственным интеллектом) — это технология автоматического формирования кратких резюме содержимого страницы непосредственно в результатах поиска Google. Функция была запущена весной 2024 года и призвана упростить пользователям поисковый процесс, и помочь выбрать наиболее подходящий ресурс путем предоставления пересказа сути текста на сайте прямо на странице поисковой выдачи.
Почти треть участников исследования сообщили, что после появления AI Overview они стали посещать меньше сайтов. При этом половина респондентов (51,9%) заявили, что появление поисковой новинки не повлекло заметных изменений в их интернет-поведении.
Участники исследования разделились во мнениях относительно доверия к AI-Overview по сравнению с обычными результатами поиска. Так, 41% респондентов считают уровень доверия к ИИ-сниппетам примерно равным по отношению к традиционным форматам представления поисковой выдачи. При этом 31% опрошенных рассказали, что доверяют AI-сводкам больше (10,8% — значительно больше и 20,2% — немного больше), в то время как 27,9% не доверяют выводам поискового ИИ от Google.
Исследователи отмечают, что доля пользователей, выражающих недоверие к AI Overview, примерно соответствует числу тех, кто заметил наличие значительных ошибок в поисковых ИИ-сниппетах (25,3%). Примерно в половине случаев, когда ИИ ошибался, речь шла о недостоверности информации: 20,6% респондентов назвали ее устаревшей, а 21% указали, что сгенерированный контент оказался нерелевантным запросу.
Общее число респондентов, выразивших полное удовлетворение качеством ИИ-резюме Google, составило 29,8%, еще 36,6% опрошенных оценили свою удовлетворенность как умеренную, а у 25,1% участников исследования поисковая новинка оставила нейтральное впечатлений. Итоговая оценка уровня удовлетворения составила 57,9%.
Недовольных выводами поискового ИИ Google немного: 5% респондентов рассказали, что частично не удовлетворены работой AI-Overview, и 3,5% оказались абсолютно недовольны.
Несмотря на это, большинство участников исследования заявили, что отключили бы AI-сводки хотя бы для некоторых запросов, будь такая возможность доступна: 17,7% предпочли бы отключить AI-Overview для всех запросов, а 38% выбрали бы частичное отключение.
Участников исследования также попросили оценить общее качество результатов поиска Google, включая стандартные органические и платные результаты (рекламу) с момента запуска AI-Overview в прошлом мае. Ответы распределились следующим образом: 24,4% респондентов сочли результаты отличными, 45,3% — хорошими, 24,7% — охарактеризовали их как средние, 3,1% признали плохими, а 2,5% назвали совсем плохими.
Кроме того, респонденты ответили на вопрос о темах и вопросах, ответы на которые они чаще ищут в соцсетях, нежели в традиционных поисковых сервисах.
«Актуальные события и новости» оказались третьей темой, по которой пользователи предпочитают альтернативные поисковые сервисы: 33,8% сказали, что скорее воспользуются платформами наподобие TikTok для поиска подобной информации. Эта категория уступила лишь кулинарии и приготовлению пищи (42,7% опрошенных склонны искать рецепты и советы в соцмедиа и аналогичных ресурсах) и развлечениям, поп-культуре (36,3%).