Эволюция чат-ботов. Как выросли нейросети за последние полтора-два года
Чат-боты и персональные ассистенты на основе искусственного интеллекта продемонстрировали самый высокий абсолютный годовой прирост загрузок с начала года из всех категорий мобильных приложений как во всем мире, так и в США. В Соединенных штатах более половины рынка нейросетей занимает ChatGPT. Популярность чат-ботов несет угрозу традиционным поисковикам. Число запросов к нейросетям, связанных с программированием, снижается — за счет роста числа запросов на другие темы. Эти и другие сведения содержатся в докладе, подготовленном платформой аналитики, оптимизации и продвижения мобильных приложений Sensor Tower.
Фото Solen Feyissa на Unsplash
Хотя доклад Sensor Tower носит название «Повседневная эволюция ИИ: растущая роль чат-ботов в жизни потребителей», в основном он посвящен не всем нейросетям, а самой популярной из них — ChatGPT компании OpenAI. Если с первого квартала 2024 года по конец первого квартала 2025 года ChatGPT занимал около 40% рынка чат-ботов в США, то во втором квартале его доля превысила 50%. Ему удалось потеснить даже конкурента, который в начале этого года показывал быстрый рост — DeepSeek (компания, создавшая этот чат-бот носит такое же название).
В первую пятерку самых популярных нейросетей США кроме ChatGPT в настоящее время входят (в порядке убывания рыночной доли): Gemini компании Google, Grok компании xAI, Copilot компании Microsoft и DeepSeek.
Доли, занимаемые нейросетями на рынке США. Фиолетовый цвет — ChatGPT, зеленый — другие сети, малиновый — DeepSeek, синий — Copilot, желтый — Grok, оранжевый — Gemini. Сверху вниз: 1 квартал 2024, 2 квартал 2024, 3 квартал 2024, 4 квартал 2024, 1 квартал 2025, 2 квартал 2025 (с начала квартала).
Нейросети популярнее всех остальных приложений
Многообразие вариантов использования, выпуск моделей новых поколений, улучшение функций — все это способствовало взрывному росту популярности чат-ботов и персональных ассистентов на основе искусственного интеллекта за последний год. По абсолютному годовому приросту числа загрузок нейросети с начала 2025 года продемонстрировали самый высокий прирост из приложений всех изученных Sensor Tower категорий — как в мире, так и в США.
Кроме чат-ботов увеличение числа загрузок в первые пять месяцев 2025 года по сравнению с первыми пятью месяцами 2024 года показали также мобильные приложения следующих жанров (в порядке убывания): просмотр мини-дорам (в основном за счет азиатских пользователей), управление файлами, работа с документами в формате pdf и электронными соглашениями с электронными подписями, генерация ИИ-контента.
Так называемый отрицательный рост, то есть спад числа загрузок, продемонстрировали приложения соцсетей, мессенджеры, приложения для кастомизации и рингтоны, антивирусы и VPN.
Рост и спад популярности мобильных приложений по субжанрам, январь-май 2025 года к январю-маю 2024 года (в сотнях миллионов загрузок). Сверху вниз: ИИ-ассистенты, просмотр мини-дорам, управление файлами, обработка документов в pdf и электронные подписи, генерация ИИ-контента, другие виды приложений, социальные сети, мессенджеры, кастомизация и рингтоны, антивирусы и VPN.
Впрочем, следует заметить, что если у пользователя есть нормально работающий антивирус, новый ему не нужен, как и новый мессенджер или VPN, например. Мощный рост легче показывать с низкого старта. Полтора года назад чат-боты и генераторы ИИ-контента для многих пользователей были еще в новинку. DeepSeek, например, лишь недавно исполнилось два года. СhatGPT в ноябре исполнится три. С момента запуска ChatGPT был загружен более 890 млн раз, в том числе около 410 млн раз только за первые пять месяцев 2025 года, что почти на 350% больше, чем за первые пять месяцев 2024 года. Менее чем через два года после запуска приложение ChatGPT достигло показателя 500 млн ежедневных активных пользователей, чего не удалось сделать никакому другому приложению, выпущенному за последнее десятилетие.
ChatGPT вытесняет традиционные поисковики
Пользователи все чаще обращаются к ChatGPT для поиска информации, предпочитая его традиционным поисковикам. Почти треть (31%) пользователей приложений поисковых систем в апреле использовали ChatGPT, в то время как в 2024 году этот показатель был примерно на уровне 13%.
Особенно заметно влияние чат-ботов на традиционные поисковые системы, если посмотреть на метрики вовлеченности. Время, проводимое пользователями в приложении ChatGPT, и число сессий выросли на 98% и 65% соответственно в апреле 2025 года. При этом в приложениях поисковых систем за этот промежуток времени данные показатели снизились на 3%. Эта тенденция характерна не только для мобильных устройств. Общее ежемесячное количество веб-посещений ChatGPT выросло в апреле 2025 года на 270% по сравнению с апрелем 2024 года. Поисковые системы за тот же промежуток времени продемонстрировали 3-процентное падение.
Вовлеченность пользователей ChatGPT и традиционных поисковых систем. Синий цвет — апрель 2024 года, оранжевый — апрель 2025 года. Левая половина: число сессий для поисковых систем и для ChatGPT. Правая половина: время, проведенное в приложении для поисковых систем и для ChatGPT. На рисунке также указано, что средний пользователь ChatGPT cтал проводить в приложении на 98% больше времени в апреле 2025 года по сравнению с апрелем 2024 года.
Нейросети — не только для программистов
Одной из самых ярко выраженных тенденций в использовании нейросетей стало их превращение из инструмента, предназначенного в основном для программистов, в игрушку для широких народных масс.
В марте-апреле 2024 года почти половина (44%) от общего числа запросов к ChatGPT было связано с разработкой программного обеспечения. Год спустя таких запросов стало менее трети (29%). При этом выросла доля числа запросов, связанных с экономикой, финансами, налогами (с 4% до 13%). В меньшей степени, но также выросло число запросов, связанных, с развлечениями (с 6% до 8%), образованием и наукой (с 6% до 7%), технологическими брендами и платформами (с 4% до 5%), историей и обществом (с 13% до 15%), юридическими вопросами (с 3% до 4%), политикой и действиями правительства США (с 2% до 3%).
Тематика запросов к ChatGPT в марте-апреле 2024 года и марте-апреле 2025 года. Сверху вниз: разработка программного обеспечения; история и общество; ИИ и машинное обучение; экономика, финансы и налоги; развлечение; образование и наука; технологические бренды и платформы; юридические вопросы; политика и действия правительства США; климат и окружающая среда.