Недозумеры. Какие отношения с цифровыми медиа у альферов
Количество разнообразных исследований, посвященных взаимоотношений с техникой зумеров (тех, кому сейчас от 13 до 28 лет), не поддается учету. Исследователи из Университета Южной Флориды решили подробнее изучить цифровые привычки не только зумеров, но и альферов, более младшего поколения А. Их работа Life in Media Survey 2025 посвящена влиянию гаджетов на детей, тому, как 11-13-летние жители штата Флорида пользуются цифровыми медиа.
Фото: Shutterstock
Дети и гаджеты
В 2024 году по данным Pew Research Centre, у 91% взрослых жителей США были смартфоны. Детей, владеющих гаджетами, меньше. Смартфон имеют 84% 13-летних, 79% 12-летних и 72% 11-летних. В среднем смартфонами владеют 78% 11-13-летних. Еще 6% делят гаджет с кем-то другим. 4% иногда получают возможность пользоваться чужим смартфоном. 3% пользуются чужим смартфоном часто. У 5% есть телефон, но не смартфон, а как сейчас принято говорить «тупофон» (dumbphone). 1% даже тупофон делит с кем-то еще. И 3% детей этого возраста вообще не имеют никакого телефона.
Причем чем младше ребенок, тем раньше у него появился смартфон. У 13-летних, в среднем, когда им было 10,4 года. У 12-летних — в возрасте 9,5 лет, у 11-летних — в возрасте 8,6 года.
У 56% 11-13-летних есть свой планшет.
По вопросу о влиянии гаджетов на детей исследователи приводят следующий показатель. У 20% детей push-уведомления на их смартфонах и планшетах постоянно включены, что, несомненно, может отвлекать их от других занятий.
Средняя продолжительность использования 11-13-летними детьми смартфонов и планшетов в учебные (синий цвет) и свободные от занятий (зеленый цвет) дни
31% опрошенных детей заявили, что чувствуют облегчение, когда оказываются в ситуации, когда не могут использовать свой смартфон. 29% юных респондентов высказали противоположное мнение. Это говорит о цифровой зависимости, о том, что некоторые дети хотят меньше пользоваться своим телефоном, но не могут этого сделать без посторонней помощи.
По подсчетам самих детей, в среднем в те дни, когда нужно ходить в школу, они проводят 4,4 часа за своим смартфоном и/или планшетом. В свободные от школы дни — 6,3 часа.
Дети и соцсети, дети и ИИ
Цифровая среда оказывает влияние на психическое здоровье детей. 44% 11-13-летних, которые публикуют какую-то информацию или делятся какой-то информацией онлайн, сообщали о симптомах депрессии. Те, кто никогда этого не делает, немного реже страдает от депрессии — 36% из них. О симптомах тревожности также чаще сообщали те дети, которые публикуют информацию онлайн и делятся ей — 42% против 26% тех, кто этого не делает. У любителей публиковать и делиться информацией также более серьезные проблемы со сном.
34% детей, пользующихся соцсетями реже одного раза в день, не высыпаются, потому что сидят в телефоне или интернете допоздна. Среди детей, которые пользуются социальными сетями каждый день или несколько раз в день, этот показатель составил 46%.
50% тех, кто реже одного раза в день играет в игры на своем устройстве, признались, что им трудно остановиться, когда они начали играть. Среди тех, кто играет ежедневно, остановиться трудно 62% опрошенных.
Чуть более половины детей (51%) заявили, что предпочли бы проводить больше времени в сети, чем общаться с людьми. Девочки чаще утверждали это, чем мальчики (55% против 47%).
Мнения 11-13-летних о пользе или вреде соцсетей разделились. 34% считает, что от социальных сетей больше вреда, чем пользы, 33% думает, что больше пользы, чем вреда. Оставшаяся треть опрошенных не согласна ни с первыми, ни со вторыми.
Согласно закону штата Флориды, с 1 января 2025 года дети младше 14 лет не имеют права иметь аккаунты в соцсетях. При этом у 60% 11-летних и 12-летних есть собственные аккаунты в YouTube, у 55% — в TikTok, у 42% — в Instagram* и у 41% — в Facebook*. Более четверти детей признались, что солгали о возрасте, регистрируя свой аккаунт.
Процент детей, сообщивших ложную информацию при регистрации в социальных сетях в зависимости от возраста и пола (мальчики — синий цвет, девочки — зеленый)
Во Флориде доступ к соцсетям через Wi-Fi должен быть заблокирован в государственных школах. При этом четверо из десяти учащихся государственных и частных школ, утверждают, что в их школе этого не делается. Кроме того, у 52% детей есть собственный тарифный план, так что при заблокированном школьном Wi-Fi они могут получать доступ в соцсеть через мобильный интернет.
Половина 11-13-летних детей заявила, что можно использовать технологии искусственного интеллекта (ИИ) для решения домашнего задания по математике, в то время как 43% сказали, что можно использовать ИИ, чтобы он написал за них эссе, а 35% считают, что его можно использовать для ответа на экзаменационные вопросы. 55% 13-летних мальчиков использовали ИИ для выполнения домашних заданий. Девочек, поступавших так, меньше — 42%.
Дети и кибербуллинг
Более половины опрошенных детей (57%), сообщили, что подвергались кибербуллингу (травле онлайн) по крайней мере один раз за последние три месяца. Они могли сталкиваться оскорблениями или обидными прозвищами (43%); тем, что их не допускали в какую-то сетевую группу или выгоняли из нее (42%); распространением лжи или слухов о них (39%); требованиями что-то делать под угрозой, что в противном случае к ним будут плохо относиться (39%); распространением оскорбительных или обидных фотографий или видео о них (35%).
Дети, подвергавшиеся кибербуллингу, почти в четыре раза чаще, чем дети, не подвергавшиеся кибербуллингу, заявляли, что они очень часто злятся и выходят из себя (36% против 10%).
Кроме того, жертвы кибербуллинга почти в три раза чаще других детей чувствовали себя подавленными большую часть дней на протяжении последнего года (32% против 11%).
Исследователи установили низкий порог признания ребенка жертвой кибербуллинга — к категории подвергшихся травле относили даже тех, кого хотя бы один раз за последние три месяца назвали обидным прозвищем. Цифры, демонстрирующие влияние на самочувствие детей, показывают, насколько разрушительным может быть даже минимальный кибербуллинг.
Дети, гаджеты, сон и спорт
Педиатры рекомендуют детям в возрасте 11-13 лет спать 9-12 часов в сутки. Каждый четвертый ребенок, участвовавший в исследовании, спит со своим смартфоном в руке или кладет его в свою постель. Средняя продолжительность сна детей, которые буквально спят со своим телефоном, составляет 8,6 часов. У детей, чей смартфон находится в той же комнате, но вне досягаемости, средняя продолжительность сна — 8,9 часов. Только дети, чей смартфон находится в другой комнате, спят в соответствии с рекомендованной нормой — в среднем 9,3 часа.
Цифровая зависимость вредно влияет на сон. Ежедневное использование соцсетей снижает среднюю продолжительность сна до 8,7 часов — против 9,2 часов у детей, которые пользуются социальными сетями реже. При этом активные пользователи социальных сетей гораздо чаще занимаются спортом каждый день по сравнению с менее активными пользователями (50% против 31%).
Процент детей, оценивших свое самочувствие как хорошее, в зависимости от того, есть ли у них смартфон (синий цвет) или нет (голубой цвет), есть ли у них планшет (темно-зеленый цвет) или нет (светло-зеленый цвет)
Советы родителям 11-13-летних
Авторы исследования дают следующие советы родителям детей 11-13-летнего возраста. Ребенку, которому исполнилось 11 лет, уже можно покупать смартфон — это пойдет ему на пользу. При этом желательно убедить ребенка не делать публикаций в соцсетях и не делиться ими. Родители должны быть начеку и при малейших признаках того, что их ребенок подвергается кибербуллингу, принять активные меры, чтобы прекратить травлю. И последний по счету, но не по значению совет — не давайте ребенку спать с телефоном.
* продукт компании Meta (признана экстремистской организацией и запрещена в РФ)