Десктопный трафик от нейросетей в России за девять месяцев вырос более чем в девять раз. Лидируют американский Perplexity, российский GigaChat и китайский DeepSeek, а «Алиса» от «Яндекса» почти не участвует в распределении трафика.
Photo by Pepi Stojanovski on Unsplash
Как и в прошлом году рейтинг самых дорогих мировых брендов Brand Finance Global 500 возглавил Apple. Аналитики Brand Finance оценили этот бренд в $574,510 млрд. Прошлогодняя оценка — $516,582 млрд.
Кроме Apple в первую пятерку рейтинга вошли еще три технологические компании. Второе место у Microsoft — $461,069 млрд. Третье — у Google ($412,981 млрд). Четвертое — у Amazon ($356,386 млрд).Замыкает первую пятерку бренд американской сети супермаркетов Walmart с оценкой 137,183 миллиардов долларов, что в два с половиной раза ниже, чем у Amazon.
Дальше в списке продолжается парад технологических компаний. Samsung Group — шестое место, TikTok/Douyin — седьмое, Facebook* — восьмое, Nvidia — девятое.
Замыкает десятку Государственная электросетевая корпорация Китая (State Grid Corporation of China).
По сравнению с прошлогодним рейтингом список десяти самых дорогих брендов мира мало изменился. Кроме Apple, самого дорогого бренда в мире в 2025 году, свои места в десятке сохранили Microsoft, Google, Amazon, TikTok/Douyin и Facebook. Samsung и Walmart поменялись местами. Новички топ-10 — Nvidia (в прошлом году — 30-е место) и State Grid Corporation of China (12-е место в рейтинге 2024 года).
Первое место бренда Apple скоро может оказаться под угрозой. Главный конкурент — тайваньская компания Nvidia, главный поставщик чипов для гонки технологий искусственного интеллекта. С 2020 года, по подсчетам Brand Finance, бренд Nvidia подорожал с $4,7 млрд до $87,9 млрд.
Что касается стоимости двух компаний, то их рыночная капитализация практически равна. По состоянию на 21 января 2025 года Apple стоила $3,458 трлн, а Nvidia — $3,448 трлн. Разница в 10 миллиардов долларов по сравнению с общей стоимостью выглядит несущественно. В ноябре прошлого года Nvidia выходила на первое место по капитализации. Учитывая амбициозные планы властей Великобритании и новоизбранного президента США Дональда Трампа по раскручиванию ИИ-гонки, перед Nvidia открываются блестящие перспективы. Apple в то же время подвергается критике за долгое отсутствие кардинально новых разработок. На китайском рынке в последнем квартале 2024 года Apple по результатам продаж опустилась с первого на третье место.
Большая разница между стоимостью бренда и компании у Walmart. Если бренд — пятый в мире, то по рыночной капитализации Walmart — лишь 12-я ($747,74 млрд). А саудовский нефтяной гигант Aramco занимает шестое место в мире по рыночной капитализации (1,806 триллионов долларов), а бренд компании в рейтинге Brand Finance лишь на 36-й позиции.
Brand Finance также проанализировала, какие бренды сильнее всего прибавили в стоимости по сравнению с 2020 годом. Правда, в 2020 году Brand Finance не оценивала бренд TikTok/Douyin, а начала это делать только в 2022 году. Но за три года показал более высокие темпы роста, чем его конкуренты за пять лет. Высокая и постоянно растущая популярность соцсети способствовала мощному росту стоимости бренда. В 2022 году TikTok оценивался в 59 миллиардов долларов, в 2025 году оценивается в 105,8 миллиардов долларов.
Благодаря легализации игорного бизнеса в нескольких штатах США в прошлом году второе и третье место в списке самых быстрорастущих брендов заняли американские лидеры гемблинга DraftKings (бренд подорожал с $18 млн до $5,1 млрд за пять лет) и FanDuel (стоимость бренда выросла с $56 млн до $7 млрд). Бренд Nvidia, напомним, вырос с $4,7 млрд до $87,9 млрд. Бренд американской технологической компании AMD стоил в 2020 году $1,4 млрд, а стал $11 млрд. В первую десятку по темпам роста за пятилетку попали также китайская компания электронной коммерции Pinduoduo, китайский автомобильный бренд BYD, Apple, тайваньский производитель чипов TSMC и Microsoft. В случае с TSMC, как и в случае с Nvidia сыграл свою роль тренд на ускоренное развитие ИИ-технологий.
Что касается самых высоких темпов роста стоимости бренда по сравнению не с 2020, а с прошлым годом, то наилучший показатель у телекоммуникационного бренда из Объединенных Арабских Эмиратов. За год он подорожал в восемь раз, сейчас он стоит $15,3 млрд.
194 из 500 брендов, вошедших в рейтинг — американские. 69 — китайские. 36 — японские. 35 — французские, 27 — немецкие, 20 — британские. Индия и Канада представлены 15 брендами каждая, Италия — 13. 76 брендов — представители других стран.
До 2023 года включительно российские бренды попадали в рейтинг Brand Finance. В рейтинге 2023 года 164-е место занимал «Сбер», на 420-м был «Газпром», на 457-м — «Лукойл». В новом рейтинге, как и прошлогоднем, российские компании отсутствуют. При этом в рейтинге самых ценных европейских брендов, выпущенном Brand Finance в 2024 году, было 12 представителей России.
Аналитики Brand Finance оценивают не только стоимость бренда. Традиционно определяются также самые сильные бренды. При этом используется показатель, называемый индексом силы бренда (Brand Strength Index, BSI). Максимально возможный BSI — 100. В расчет принимаются такие факторы, как рейтинг надежности, узнаваемость и репутация бренда).В рейтинге 2025 года самый высокий BSI — 95,2 балла — у бренда китайской мобильной коммуникационной системы WeChat (она же «Вэйсинь»). Без мобильного приложения WeChat в телефоне в континентальном Китае нормально жить практически невозможно.
Маркетинговая компания Brand Finance была создана Дэвидом Хейгом в 1996 году. Штаб-квартира компании находится в Лондоне. Компания занимается предоставлением консалтинговых услуг по менеджменту и в первую очередь известна публикацией специализированных отчетов с оценкой стоимости и других показателей брендов. Исследования, проводимые компанией, охватывают около 5000 брендов из 46 стран мира, относящихся более чем в 40 секторам бизнеса. На сайте компании размещена самая полная в мире база данных по стоимости брендов, доступны ее специализированные отчеты и официальные документы, начиная с 2007 года.
* продукт компании Meta (признана экстремистской организацией и запрещена в РФ)
Десктопный трафик от нейросетей в России за девять месяцев вырос более чем в девять раз. Лидируют американский Perplexity, российский GigaChat и китайский DeepSeek, а «Алиса» от «Яндекса» почти не участвует в распределении трафика.
YouTube — самая популярная в США социальная платформа, согласно опросу Pew Research Center. Так было и в России еще год назад, но в декабре 2024 года видеохостинг по месячному охвату впервые обошла местная соцсеть «ВКонтакте». Кроме пессимизируемого российскими властями YouTube россиян и американцев связывает любовь к непонятно теперь чьему и в каких долях TikTok. В остальном соцмедиа-интересы жителей двух стран почти не пересекаются.
Крупнейшая в России платформа для онлайн-школ GetCourse и агентство персонального брендинга для руководителей «Космос-4» провели исследование и выяснили, какую роль играет личный бренд в развитии онлайн-бизнеса. В опросе приняло участие более 100 предпринимателей и топ-менеджеров в возрасте от 18 до 50 лет из разных регионов России.
На НРФ’9 Российская ассоциация маркетинговых услуг (РАМУ) представила результаты первого Национального рейтинга трейд-маркетинговых услуг (National Trade Marketing Services Rating, NTMSR). Уникальный проект призван задать новые стандарты для отрасли, отразить текущее состояние сегмента и стать стимулом для развития агентств. В тройку лидеров вошли компании OPEN Group, Ventra и TR-Project.