Безналично вам благодарен: сфера услуг привыкла к цифровым чаевым
После ресторанной отрасли культура безналичных чаевых начала развиваться и в других сферах услуг. В январе-сентябре число таких транзакций увеличилось почти на 25%. По мнению экспертов, дать на чай, не доставая кошелька из кармана, входит в привычку. Этому способствуют политика сервисов доставки, такси и общее снижение оборота наличных. К тому же сумма безналичных чаевых, как правило, больше наличных.
Photo by Dan Burton on Unsplash
В период с января по сентябрь 2024 года количество транзакций по чаевым в России увеличилось на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, пишет «Коммерсант», ссылаясь на исследование сервиса онлайн-записи Yclients. Согласно собранным платформой данным об операциях 2,3 тыс. компаний из сфер красоты, медицины, спорта, бытовых услуг и досуга, средний чек за чаевые вырос на 12%, достигнув 333 рублей.
В T-Pay (Т-банк) также отметили рост безналичных чаевых на 16% год к году, при этом их средний размер увеличился на 46% и составил 483 рубля. В сервисе «Нетмонет» (Альфа-банк) за период с июня по август 2024 года чаевые оставляли 10 млн раз, что на 18% больше, чем в прошлом году.
Согласно данным Yclients с января по сентябрь 2024 года чаевые в России стали оставлять на 42,9% чаще. При этом динамика роста в отдельных городах различается: в Казани он вырос на 35,7%, в Иркутске — на 33,3%, в Москве — на 29,8%, а в Краснодаре — на 29,4%. В сервисе «Нетмонет» также заметили положительную тенденцию на курортах. Например, в Краснодарском крае летом 2024 года чаевых оставили в полтора раза больше, чем в прошлом году.
За первые девять месяцев 2024 года самый значительный рост числа транзакций по чаевым был зафиксирован в сфере красоты — на 27,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За досуговые услуги чаевые оставляли на 21,2% чаще, за медицинские — на 11,1%, за спортивные — на 8,3%, а за бытовые услуги — на 4,2%.
Частные мастера индустрии красоты в этом году получали чаевые в 3,5 раза чаще, чем в прошлом, а операторы SPA-услуг — почти в два раза чаще. В таких категориях, как ногтевой сервис, эпиляция и косметология, рост числа чаевых составил около 50%, отмечают аналитики.
На ресторанном рынке возможность оставить электронные чаевые уже широко распространена, тогда как в индустрии красоты эта практика только начинает развиваться, что прямо отражается на росте числа транзакций, объяснил управляющий партнер сервиса «ВТБ.Чаевые+» Владимир Хоружий. Эксперт отметил, что сейчас к платформам электронных чаевых активно подключаются АЗС, службы доставки, туристические компании, медицинские центры, спортивные клубы и другие отрасли.
В первом полугодии 2024 года в сети барбершопов «Супермен» было оставлено около 500 тыс. рублей чаевых, что на 20% больше по сравнению с прошлым годом, рассказал изданию основатель компании Василий Михайлов.
Чаевые таксистам с начала 2024 выросли на 57%, до 3,5 млрд рублей, поделились статистикой в «Яндекс Go». Количество поездок с чаевыми увеличилось на 27%. В «Яндекс Лавке» и «Яндекс Еде» за тот же период курьеры заработали на чаевых 640 млн рублей.
Чаевые становятся привычкой в России
По мнению директора по маркетингу Yclients Ивана Смелянского, чаевые за обслуживание становятся все более привычной частью расходов. В том числе потому, что сервисы доставки, такси и заведения общепита активно внедряют эту практику, объяснил эксперт. Благодаря тренду, считает основательница сети маникюрных салонов 4hands Татьяна Шутова, клиенты охотно оставляют чаевые, несмотря на их чувствительность к повышению цен.
Американцы оставляю на 15% больше чаевых при оплате цифровым способом
В исследовании Forbes, проведенном в конце 2023 года, говорится, что большинство респондентов (64%) оставляют чаевые на 11% выше, если платят цифровым способом. Аналитики издания связывают это с тем, что покупатели не так чувствуют сумму чаевых, когда выбирают её на экране, чем когда вытаскивают наличные из кошелька. Что касается процентного соотношения суммы счета при оплате чаевых безналичным способом, то 22% респондентов в этом случае оставляют на чай от 11% до 15%, 14% опрошенных — менее 5%, а 7% самых щедрых участников исследования — более 25%.
При наличной оплате чаевых 3% респондентов добавляют к счету менее 5%, 29% — от 16% до 20%, а 25% — 7%.