05.10.2022, 12:00

Тендерное неравенство: нечестных конкурсов на рекламном рынке все больше

Каждый третий рекламный тендер является договорным или проводится недобросовестно, следует из исследования Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). Чаще всего агентства сталкиваются с нечестными конкурсами на креатив и разработку стратегии. 51% респондентов уверены, что в 2022 году количество неэтичных тендеров выросло.

Исследование добросовестности тендеров рекламного рынка в период с января 2021 года по июль 2022 года провел исследовательский центр АКАР/АРИР/РАМУ. На вопросы электронной анкеты ответили представители 82 агентств. 70% респондентов участвовали хотя бы в одном тендере в указанный период.

Открыть исследование 

АКАР определяет неэтичный (фейковый) тендер как коррупционное явление, заключающееся в целенаправленных действиях организаторов тендера, направленных на фальсификацию результатов или имитацию выбора победителя, подлог результатов, сбор конфиденциальной информации с участников тендера.

По данным исследования, доля недобросовестных тендеров на рекламном рынке в 2021-2022 годах составила 34%. Это означает, что обманывать на конкурсах стали чаще: в период с января 2020 года по октябрь 2021 года таких тендеров было 29% (предыдущее исследование проводилось в ноябре 2021 года). При этом пятая часть (19%) опрошенных уверены, что количество неэтичных тендеров увеличилось более чем на 40%. Еще треть (32%) считают, что рост числа таких конкурсов составил не более 40%.

45% агентств в 2021-2022 годах приняли участие в пяти и более недобросовестных тендерах

Чаще всего «договорняки» случались при выборе подрядчиков для создания креатива и разработки стратегии — 44% и 41% соответственно. Также неэтичными оказались треть тендеров на медиапланирование и закупку, продакшн и организацию мероприятий, указали респонденты. Самыми честными были конкурсы на проведение исследований — всего 7% недобросовестных.

Неэтичные тендерные практики нанесли пострадавшим компаниям финансовый ущерб и привели к потери времени, отметили большинство участников исследования 2021 года. 30% агентств потеряли из-за участия в неэтичных тендерах в 2020-2021 годах от 5 до 20 млн рублей. В новом исследовании оценка ущерба не проводилась.

Читать про исследование 2021:

О чем молчат участники тендеров

Авторы:
Анастасия Горшкова
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
9 часов назад
Редакция ADPASS
09.04.2024
Редакция ADPASS
02.04.2024
Сергей Веселов, глава экспертной комиссии АКАР: «Это не конечная точка, это часть большого процесса»

Какие подсегменты Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) включила в оценку интернет-сервисов по итогам 2023 года; учтена ли реклама на маркетплейсах; вернется ли ассоциация к публикации квартальных оценок с детализацией по обновленным сегментам; действительно ли причиной отказа от старой методики оценки рынка стало нежелание «Национального рекламного альянса» (НРА) предоставлять данные по телерекламе за 2022 год. Участники рынка одобрили новую методику оценки всех сегментов российской рекламной индустрии, руководствуясь которой АКАР подвела итоги 2023 рекламного года, но часть вопросов осталась без ответа. ADPASS расспросил руководителя комиссии экспертов АКАР Сергея Веселова, что именно в новой системе оценки рынка требует доработки и уточнений.

Как сделать спецпроект
в ВК мессенджере?