Антон Петухов, MGCom: «Рынок influencer-маркетинга не восстановится, а полностью изменится»

Антон Петухов, председатель комитета АРИР, директор по influencer marketing в MGCom.
Индустрия рекламы столкнулась с резким снижением количества рекламных каналов и источников — в этих условиях компании и бренды стали чаще обращаться к influencer-маркетингу. Спрос рождает предложение, поэтому многие площадки адаптируют подходы и инструменты для работы с инфлюенсерами. Это стало вектором развития некоторых трендов.
В первую очередь, influencer-маркетинг стал выходить за пределы соцсетей: блогеры все чаще появляются в диджитал и традиционных каналах: ОOH, TV, спецпроекты, таргетированная и медийная реклама, OLV. Участились запросы на участие инфлюенсеров в различных мероприятиях — от региональных лекций, фестивалей до бизнес-завтраков и корпоративов.
Стали появляться «новые» форматы: на замену Google Ads пришёл альт-ролл (или in-roll), который, по сути, идентичен pre-roll. Единственное отличие — блогер не озвучивает рекламное сообщение, а вставляет заготовку клиента прямо в начало своего контента.
При этом ситуация с реализацией контента остается неоднозначной: Instagram* как рекламный канал все еще ограничен, а TikTok не возобновил возможность публиковать видео. Инфлюенсеры вынуждены дифференцировать свои медиаактивы и сейчас многие смотрят в сторону Telegram, хоть эта площадка пока не может реализовать весь потенциал форматов блогинга. Однако рост популярности этой площадки удалось обеспечить аудиторией, которая перешла за блогерами в Telegram.
Развивается не только Telegram, наряду с уже появившимися российскими социальными сетями (клипы ВК, Yappy, TenChat) мы слышим сообщения о новых площадках. Например, аналог TikTok с вертикальными видеороликами Chipz, Punch.
Еще один тренд — забота о блогерах, хоть он не смог быть полноценно реализован в сложившихся обстоятельствах. При этом площадки и продюсерские центры заинтересованы в том, чтобы блогеры создавали больше контента. Например, ВКонтакте предлагает возможности монетизации медиапродуктов для инфлюенсеров. Озон стал формировать социальную инфраструктуру внутри своего сервиса, в которой можно общаться с пользователями, делиться моментами (историями) и проводить прямые трансляции.
Развитие стрим-каналов — естественная тенденция развития индустрии блогинга, так как аудитория хочет быть ближе к лидерам мнений. Они, в свою очередь, получают больше поддержки, в том числе и материальной (донаты).
Современный influencer-маркетинг — один из основных источников решения бизнес-целей бренда. Он многозадачен как рекламный инструмент, поскольку одновременно использует несколько механик: вовлечение аудитории, ажиотаж на популярности блогера и демонстрация пользовательского опыта, креатив, продакшн. Все это позволяет позиционировать influencer-маркетинг как канал, решающий комплекс бизнес-задач.
Наблюдается тренд, снижающий зависимость блогеров от рекламных доходов в сторону доходов от своих зрителей. Это донаты, то есть финансовая поддержка подписчиков. Также некоторые блогеры готовят инфопродукты, которые будут пользоваться спросом среди аудитории.
Сейчас нет понимания, когда восстановится рынок
Скорее всего, он не восстановится, а полностью трансформируется, станет интереснее и мультиканальнее. На нем останутся те, кто действительно профи, кто может мыслить нестандартно, подключать инфлюенсеров в альтернативных каналах. Influencer-маркетинг выйдет из позиции рекламы «у блогеров» в социальных сетях, в рекламу «с блогерами» везде — рынок станет измеримым и мультиканальным. Безусловно, мы не стоим на месте, индустрия движется, и мы позитивно смотрим в будущее.
*Принадлежит Meta, признанной экстремистской организацией и запрещённой в России.