24.11.2021, 13:31
Материал редакции ADPASS

«Роскомнадзору будут противостоять юристы компаний, которые специализируются на таких делах во многих странах мира»

В судебных спорах с Роскомнадзором, который готов вводить санкции против IT-гигантов за несоблюдение «закона о приземлении», иностранные компании будут иметь значительное преимущество. Однако они вряд ли доведут ситуацию до судов. Почему технологические компании пойдут на сотрудничество с властями, в материале ADPASS рассказывают представители юридического и рекламного сообществ.

Юридические последствия

Юристы ИТ-гигантов переиграют Роскомнадзор, если дело дойдет до выяснения отношений в суде, уверен член экспертного совета при ФАС по рекламе Дмитрий Крючков. «Закон «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети `Интернет` на территории Российской Федерации» новый, да и сам Роскомнадзор молодое ведомство. Им будут противостоять юристы компаний, которые специализируются на таких делах и ведут их во многих странах», — напоминает он. С его точки зрения самое дешевое, простое и эффективное для юристов ИТ-корпораций — сформировать судебную практику под себя. Добиться этого можно, проиграв Роскомнадзору какое-нибудь малозначительное дело в первой инстанции, но с многочисленными огрехами и оплошностями в судебном решении, которые затем легко будет оспорить в апелляционной и кассационной инстанциях.

Крючков называет наиболее важным начало правоприменения, «заложения практики». Дальнейшее применение нового закона будет зависеть от выверенности и продуманности действий Роскомнадзора на начальном этапе, считает он:

Если Роскомнадзор «натяпляпит» в предписаниях или в суде, то все задуманные законодателем рычаги воздействия могут быть выведены из строя. Практика договорных судебных решений не так уж и редка. Формирование удобной для зарубежных интернет-компаний правоприменительной практики может стать одним из инструментов давления на лиц, принимающих решения в Роскомнадзоре», — объясняет Крючков методику работы юристов ИТ-корпораций.

Экономические последствия

Google или Meta, скорее всего, будут договариваться с властями, а не хлопать дверью, поскольку корпорации не заинтересованы уходить из России, считают эксперты. В России более 140 млн потребителей, потенциал российской рынка слишком велик, чтобы пожертвовать им, полагает директор по маркетинговым технологиям OMD OM Group Сергей Ефимов:

Думаю, что зарубежные ИТ-компании пойдут навстречу Роскомнадзору, ведь речь идет о миллиардах, которые они могут недополучить в своей отчетности».

От закрытия международных соцсетей и сервисов больше всего может пострадать малый бизнес, прогнозирует Ефимов. Для каждой ИТ-компании основой бизнеса в России является не продажа рекламы крупным клиентам, а работа с конечным потребителем (B2C) или рекламная модель, ориентированная на малый и средний бизнес (SMB), утверждает он. «Малому бизнесу, многие представители которого строят коммуникацию с потребителем через Instagram, TikTok и Youtube, будет трудно адаптироваться к возможным изменениям и перенести свою коммуникационную активность на другие платформы», — говорит Ефимов. Крупные рекламодатели, напротив, легко найдут замену, если будут введены ограничения в отношении зарубежных сервисов. «Для таких игроков задача — охват целевой аудитории, которой в избытке на российских платформах или в других медиа. Рекламные бюджеты могут быть перераспределены в аналогичные экосистемы («Яндекс», ВК), так и на ТВ или наружную рекламу», — считает Ефимов.

Если зарубежным компаниям не удастся договориться и Роскомнадзор запустит санкционный механизм в отношении несогласных, серьезного падения рекламного рынка не произойдет, считают специалисты. У части крупнейших игроков из списка Роскомнадзора уже есть российские офисы и им не придется в срочном порядке менять свою структуру, указывает Андрей Молев, управляющий директор по операционной деятельности и развитию интернет-бизнесов Dentsu Russia. По его словам, доля остальных компаний на российском рынке интернет-рекламы пока невелика. «Если их деятельность будет признана незаконной, в выигрыше окажутся локальные игроки», — уверен Молев. При этом он не ожидает полного перераспределения рекламных объемов западных площадок на локальные ресурсы.

Способы блокировки

Если дело дойдет до блокировок, то Роскомнадзор применит проверенный набор средств. «По законодательству о связи операторы должны устанавливать специальные технические средства противодействия угрозам (ТСПУ), которые позволят оперативно ограничить доступ к ИТ-ресурсу. Именно они будут использованы для отключения», — объясняет Сергей Казарян, руководитель группы антимонопольной практики ART DE LEX.

ТСПУ уже применялись при борьбе с VPN–сервисами, обеспечивающими зашифрованные подключения пользователей к сети. ТСПУ позволяют производить блокировку по уникальному идентификатору сетевого узла в сети (IP), блокировать серверы VPN–сервисов, а также приложения и сайты VPN-сервисов. При этом для полного или частичного ограничения доступа к ресурсу иностранная компания должна повторно нарушить требования об открытии филиала или представительства. «Основанием для применения таких мер служит неисполнение обязанности по хранению и обработке персональных данных граждан РФ на территории России, обязанностей по предоставлению информации о рекламе. Также меры могут применяться в отношении ресурсов иностранных лиц, которые причастны к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ», — говорит эксперт.

Однако до крайности дело не дойдет, уверен Казарян:

Требования федерального закона выполняют все целевые компании, для которых Россия — одно из значимых мест присутствия в рамках глобального бизнеса. Обычно ИТ-гиганты реагируют на требования локальных регуляторов в рамках бизнес-логики»

Эксперт отмечает, что в требованиях Роскомнадзора в основном нет «ничего сверхъестественного в сравнении с зарубежным регулированием медиа- и ИТ-сферы». Казарян полагает, что в той или иной степени симметричные решения западных судов в отношении российских ИТ-компаний вряд ли последуют.

Реакция компаний

ADPASS спросил головные и локальные офисы компаний Google, Facebook, Apple, Twitch, Pinterest, Discord, Viber, Spotify, Telegram, Zoom и Likee о том, какие меры они примут в связи с изменениями российского законодательства. Ответили только социальная сеть коротких видео Likee и мессенджер Discord.

В Likee сообщили, что в этом году добровольно прошли регистрацию в реестре социальных сетей Роскомнадзора. «В соответствии с действующим законодательством мы занимаемся регистрацией филиала компании в России и планируем открыть его в сроки, предусмотренные законом. Мы продолжим работу с Роскомнадзором и будем выполнять все требования закона», — пообещали в Likee. В Discord обтекаемо заявили, что «продолжают оценивать юридические требования для работы в России».

Авторы:
Роман Овчинников
Диана Добродий
Поделиться
Мы в соцсетях
Еженедельные рассылки ADPASS

Читайте также:

Новости Госрегулирование Медиаканалы

На «Витрине» становится пусто

Новости Госрегулирование IT

ИТ-гигантов накажут экспресс-рублем

Госрегулирование Роскомнадзор Соцсети

TikTok больше не должен России

в отличие от Meta и Google
На встрече Экспертного клуба НРФ международная консалтинговая компания Brand Finance впервые представила результаты исследования Marketing Restrictions 2021. В этой статье мы расскажем о главных выводах, а также объясним, с какими последствиями чрезмерного регулирования маркетинга может столкнуться как простой потребитель, так и государство в целом.