16.02.2022, 21:36

Налоговики свели счет «Русс Аутдору»

Инспекция федеральной налоговой службы России по Красногорску Московской области сегодня приостановила операции по счетам ООО «Русс Аутдор», головной компании группы Russ Outdoor. С осени прошлого года крупнейший оператор наружной рекламы в России регулярно сталкивается с блокировкой счетов налоговыми инспекциями: на данный момент приостановлены операции еще у пяти компаний группы, в том числе «Олимпа» (работает по контракту с РЖД) и ОММ (петербургское подразделение группы). Параллельно с блокировкой счетов «Русс Аутдор» налоговики подали на банкротство компании «Лайса» (бывший рекламный партнер РЖД, принадлежит Russ Outdoor), которая должна ФНС не менее 69,9 млн рублей.

Операции приостановлены по четырем счетам ООО «Русс Аутдор» в ВТБ, Сбербанке, Райффайзенбанке и «Социум-банке», следует из данных интернет-сервиса ФНС России «Банкинформ». В качестве основания указано «неисполнение требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов», размер налоговых претензий и границы сумм, в которых заблокированы счета, неизвестны.

Проблемы Russ Outdoor с налоговиками длятся несколько месяцев. В декабре ADPASS писал, что инспекция заблокировала счета компании «Олимп», на которую оформлен новый контракт на размещение рекламы на территориях РЖД, и ее дочерней ООО «РК „Вера-Олимп“». По состоянию на сегодняшний день счета «РК „Вера-Олимп“» разблокированы, но по счетам «Олимпа» по-прежнему действует шесть решений о блокировке. По данным ФСПП, на данный момент «Олимп» задолжал налоговикам не менее 18,6 млн рублей.

Помимо «Олимпа», налоговики приостановили операции по счетам у входящих в Russ Outdoor ООО «Оутдор медиа менеджмент» (ОММ, оператор наружной рекламы из Петербурга), ООО «АПР-Сити/ТВД» (через нее группа представлена в ряде регионов) и ООО «Хардлинк солюшенс» (системный интегратор, разрабатывающий в том числе единую технологическую платформу online.russoutdoor). Сумма налоговых претензий к ним не сообщается.

Еще одной «дочкой» Russ Outdoor, оказавшейся в поле зрения налоговиков, стала компания «Лайса». Инспекция федеральной налоговой службы №1 по Москве не только приостановила операции по ее счетам, но и 8 февраля подала в Арбитражный суд Москвы заявление о банкротстве «Лайсы», обнаружил ADPASS. По информации из банка данных исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов (ФССП), на сегодня задолженность АО «Лайса» по налогам и пеням перед налоговиками составляет не менее 69,9 млн рублей. По этим долгам приставы с конца 2020 года возбудили 22 исполнительных производства в отношении компании. С 13 октября 2021 года по 26 января 2022 года ИФНС №1 по Москве вынесла десять решений об блокировке счетов «Лайсы» в банке «Открытие». Также «Лайса» должна другим кредиторам не менее 20 млн рублей, следует из базы ФССП.

Налоговики подали заявление о банкротстве по упрощенной процедуре отсутствующего должника — в связи с тем, что инспекция и приставы не могут установить местонахождение компании. По данным ЕГРЮЛ, за последний год «Лайса» меняла юридический адрес дважды, последний раз компания переехала 26 января. Для кредитора преимущество банкротства в упрощённом порядке состоит в том, что процедура наблюдения не применяется, отмечает Юлия Шилова, руководитель группы практики реструктуризации и банкротства юридической компании Art De Lex. В этом случае сразу вводится конкурсное производство, в рамках которого происходит реализация имущества должника.

В Russ Outdoor отказались комментировать приостановку платежей в компаниях, входящих в группу, и заявление налоговой о банкротстве «Лайсы».

Продавцы железнодорожной рекламы

Компания «Лайса» с 2007 года размещала рекламу на объектах и территориях РЖД по эксклюзивному контракту. В 2019 г. «Лайса» вошла в группу Russ Outdoor. В 2020-м вместе с компанией «Олимп», также принадлежащей в Russ Outdoor, она участвовала в рекламных торгах РЖД, на которые госмонополия выставила десятилетний контракт на право размещения рекламы на свой инфраструктуре: рекламоносителях, установленных в полосах отвода железнодорожного полотна, в поездах дальнего следования и электричках, а также на вокзалах и привокзальных территориях и Московском центральном кольце. Победитель торгов должен был установить не менее 3 000 рекламных конструкций на объектах в течение шести шести месяцев с момента заключения генерального договора. Каждый участник торгов должен был внести обеспечительный платеж в 30 млн руб., однако «Лайса» этого не сделала. Тем не менее, конкурс признали состоявшимся, ЗАО «Олимп» стало его единственным участником, было признано победителем и с 2021 года начало реализацию рекламных возможностей РЖД.

По данным «СПАРК-Интерфакс», выручка компаний АО «Лайса» и ООО «Лайса диджитал» (размещала цифровые рекламные конструкции по договору с АО) за 2020 год составила 1,1 млрд рублей. Выручка «Лайсы» за 2020 году — 1 млрд рублей, чистый убыток — 6,8 млн рублей, выручка «Лайсы диджитал» — 99,7 млн рублей, чистая прибыль — 24,2 млн рублей. Это был последний год, когда когда «Лайса» работала по контракту с РЖД. В 2019, 2018 и 2017 годах суммарный доход двух компаний был выше: выручка составляла 2,03 млрд рублей, 2,67 млрд рублей и 2,33 млрд рублей, чистая прибыль — 0,51 млрд рублей, 0,89 млрд рублей и 0,57 млрд рублей соответственно.

Заявление о банкротстве и приостановка операций по счетам могут быть использованы в качестве метода борьбы с просрочкой исполнения платежей, чтобы простимулировать должника погасить задолженность, отмечает Юлия Шилова из Art De Lex.

Налоговики уже пытались обанкротить «Лайсу» в 2020 году, но тогда Russ Outdoor успел получить статус системообразующей компании и воспользовался мораторием на банкротство, сообщал «Коммерсантъ». А в конце 2019 года ИФНС №7 по Москве подавала заявление о банкротстве «Олимпа». Но через две недели производство по делу о банкротстве было прекращено, так как «Олимп» погасил задолженность перед налоговиками в размере 92,5 млн рублей, писал ADPASS.

При этом Шилова называет банкротство крайней мерой ввиду длительности и стоимости процедуры, «поскольку при отсутствии у должника достаточного имущества на проведение банкротства, расходы на процедуру обязан нести заявитель по делу о банкротстве (п.3 ст. 59 Закона о банкротстве — ADPASS)». Соответственно, быть первым заявителем по делу о банкротстве не всегда может быть экономически выгодно, сказала Шилова.

Можно предположить наличие системной проблемы с налоговой отчетностью Russ Outdoor, считает юрист Дмитрий Крючков, член «Деловой России» и экспертного совета ФАС по рекламе. Он обращает внимание, что приостановки длятся уже более полугода — с лета 2021 года, и что ФНС приостановила операции по счетам ряда юридических лиц, входящих в группу, среди которых компании не только в Москве, но и в регионах. По его предположению, кризис в отношениях с налоговиками мог обостриться по итогам 2020 года, когда убытки Russ Outdoor достигли рекордных значений.

По данным «СПАРК», выручка ООО «Русс аутдор» в 2020 году превысила 5,5 млрд, чистый убыток составил более 1,3 млрд рублей. Из данных издаваемого АКАР Российского рекламного ежегодника следует, что выручка группы Russ Outdoor от размещения рекламы на уличных конструкциях в 50 крупнейших городах страны в 2020-м оценивалась в 7,4 млрд рублей, Gallery — в 4,4 млрд рублей. По информации Admetrix, доля Russ Outdoor в доходах владельцев уличных рекламных конструкций в России составила 31%. Сервис бронирования наружной рекламы All-Billboards оценивал выручку группы в 2020-м в 9,9 млрд рублей, а убыток — в 2,8 млрд рублей.

Все компании группы Russ Outdoor, к которыми предъявила претензии налоговая, в 2020 году показали убыток. По данным «СПАРК», чистый убыток ЗАО «Олимп» составил 1,1 млрд при выручке в 1,2 млрд рублей. У «Оутдор медиа менеджмент» он достиг 97,3 млн (выручка в 862,2 млн), у «АПР-Сити/ТВД» был равен почти 165 млн (выручка 433,6 млн), у «Хардлинк солюшенс» — более 2 млн рублей (выручка 115,6 млн).

Законодательство предусматривает взыскание недоимки с зависимых от должника лиц в судебном порядке, указывает Крючков. «Пункт 2 статьи 45 Налогового кодекса устанавливает такую возможность для недоимок, возникших по итогам налоговой проверки и числящейся более трех месяцев для юрлиц, к которым от задолжавшей организации поступает выручка, отчуждается имущество и иные активы», — говорит он.

В начале февраля стало известно, что владельцем 22% группы Russ Outdoor стал инвестфонд «Резервактив» под управлением компании «КСП Капитал управление активами» Сергея Котляренко, которая также управляет активами семьи Игоря Шувалова и строительной компанией «Дон-строй Инвест», подконтрольной ВТБ.

Авторы:
Анастасия Горшкова
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
02.05.2024
MAER
23.04.2024
Russ
09.04.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?