Агентство сможет загрузить информацию по рекламной кампании в ЕРИР лишь после того, как получит закрывающие документы от своих контрагентов, которые часто не укладываются даже в существующие сроки. Согласования документов по уже размещенным кампаниям нередко занимают более 20 дней, констатирует Папков из Media Direction Group.
Для подготовки данных для ЕРИРа агентство должно предоставить полный комплект документов от всех поставщиков, говорит Хакимова из группы АДВ. Но поставщики, как правило, предоставляют документы в срок от 5 до 15, а иногда и до 20 дней после месяца размещения. Между тем, по новым нормативам выходит, что если рекламная кампания закончится 5 сентября, то документы необходимо подготовить и предоставить до 25 сентября, подчеркивает Дубровин из MNi Group.
Участники рынка называют две наиболее распространенные причины проволочек в оформлении закрывающих документов. Первая — задержки с согласованием акта об оказанных услугах, на основании которого в компаниях планируют предоставлять отчетность для ЕРИР, рассказала Гущина из OMD OM Group.
Такой акт подтверждает, что услуги оказаны в оговоренном объеме, и у заказчика нет претензий. По словам Гущиной, акт необходим, чтобы исключить ситуации, когда рекламораспространитель открутит рекламу с нарушениями и подаст данные в ЕРИР, а у заказчика тем временем останутся вопросы по оказанным услугам. В подобных ситуациях договор между рекламодателем и агентством обычно предписывает удовлетворить претензии заказчика, например, за счет компенсации в виде дополнительных показов рекламы. В результате подписание итоговых актов может затянуться.
Вторая причина — так называемые перетекающие рекламные кампании (начинаются в одном месяце и заканчиваются в другом).
Гущина считает, что сложности могут возникнуть при заведении в ЕРИР кампаний с периодом размещения, например с 10 сентября по 17 октября. Пока непонятно, как считать срок предоставления отчетности по кампаниям продолжительностью более одного месяца, соглашается Малиновская из Group4Media.
Если внести изменения Минцифры в текущей версии, то агентствам и рекламораспространителям придется готовить несколько актов к одному договору по каждому из интернет-креативов, прогнозирует Гущина. Она считает, что это приведет к значительному увеличению документооборота, поскольку подача данных по каждому креативу рекламодателя будет происходить в период, часто не совпадающий с временем закрытия месяца.
Новые требования Минцифры могут привести к полному изменению процессов сверок и документооборота как в агентствах, так и на стороне интернет-площадок, уверен Молев:
В итоге может потребоваться изменение условий договоров с клиентами, которые будет невозможно произвести в сжатые сроки».
Малиновская надеется, что регулятор не будет сокращать сроки предоставления документов в ситуации, когда рынок интернет-рекламы адаптируется к изменившимся требованиям закона и выстраивает новые для себя процессы.