24.07.2025, 11:54

Если бот оказался друг. Как ИИ-компаньоны влияют на подростков

Для 9% американских подростков разговорный чат-бот, ИИ-компаньон — лучший друг или подруга. 8% с ним флиртует или вступает в романтические отношения. 12% могут сказать ИИ-компаньону то, что не скажут другу или родственнику. Почти каждого пятого подростка (18%) ИИ-друг научил начинать разговор. Эти и другие данные приводятся в исследовании «Разговоры, доверие и компромиссы: как и почему подростки используют ИИ-компаньонов», опубликованном американской организацией Common Sense Media.

Photo by Aedrian Salazar on Unsplash

ИИ-компаньонов завело большинство американских подростков

ИИ-компаньоны (AI companions) — чат-боты и виртуальные персонажи, в которых использованы технологии искусственного интеллекта, предназначенные для личных, эмоциональных разговоров, такие как CHAI, Character.AI, Nomi, Replika и т.п.. В то время как во многих странах мира ведется дискуссия об ограничении доступа подростков к социальным сетям, требования о том, чтобы ввести возрастные ограничении и в отношении AI- компаньонов не выдвигаются (возможно, пока).

В среде американских подростков ИИ-компаньоны получили широкое распространение. Как показало проведенное организацией Common Sense Media исследование «Разговоры, доверие и компромиссы: как и почему подростки используют ИИ-компаньонов» (Talk, Trust, and Trade-Offs: How and Why Teens Use AI Companions), почти три четверти (72%) подростков в США хотя бы раз пользовались ИИ-компаньонами. Более половины опрошенных (52%) относятся к постоянным пользователям, то есть используют ИИ-компаньонов не реже нескольких раз в месяц. Самая частая модель использования — несколько раз в неделю — так поступает каждый пятый (21%). Хотя бы один раз в день делает это каждый двадцатый подросток (5%), несколько раз в день — один из двенадцати (8%). Никогда не пользовались ИИ-компаньонами только четверть (28%) подростков. Среди юношей таких чуть больше (31%), чем среди девушек (25%).

С какими целями используют ИИ-компаньонов

Треть американских подростков (33%) общается с ИИ-компаньонами или вступает с ними в дружеские или романтические отношения. Почти каждый пятый (18%) оттачивает на ИИ-компаньоне разговорные навыки, учится общаться. Один из восьми (12%) обращается к услугам чат-бота, когда у него эмоциональные проблемы или проблемы душевного здоровья. Такое же число опрошенных играет с ИИ-компаньонами в различные ролевые игры. Для 9% подростков чат-бот — друг или подруга, возможно, даже лучший друг или лучшая подруга. А у 8% участников исследования с ИИ-компаньонами был флирт или романтические отношения.

Как американские подростки используют ИИ-компаньонов (опрошенные могли давать несколько вариантов ответа). Сверху вниз: социальное взаимодействие и отношения (процент от общего числа опрошенных); для разговоров и практики социального общения; для эмоциональной поддержки и помощи в случае проблем с душевным здоровьем; для ролевых игр и разыгрывания вымышленных сценариев; в качестве друга или лучшего друга; для романтических отношений и флирта; в качестве инструмента или программы; ничего из перечисленного; другое.

Чем ИИ-компаньоны привлекают подростков

Хотя участники исследования чаще всего говорили о том, что пользуются ИИ-компаньонами ради развлечения (30%), из интереса к новой технологии (28%), значительный процент опрошенных давали ответы, указывающие на то, что общение с нейросетью имеет преимущества перед общением с живыми людьми. ИИ, лучший друг, всегда под рукой, когда нужно поговорить — отвечал почти каждый пятый подросток (17%). Он не станет меня осуждать — заявил каждый седьмой (14%). Каждый восьмой (12%) готов сказать ИИ-компаньону то, чего он не сказал бы другу или родственнику. А каждый одиннадцатый (9%) так и заявил — с чат-ботом иметь дело проще, чем с живыми людьми. При этом 80% опрошенных больше времени проводит с друзьями, чем с ИИ-компаньоном (правда, учитывались и онлайн-друзья).

Зачем американские подростки используют ИИ-компаньонов (опрошенные могли давать несколько вариантов ответа). Сверху вниз: развлечение; интерес к технологии; они дают советы; они всегда доступны, когда мне нужно поговорить; они меня не осуждают; я могу сказать им то, чего не могу сказать друзьям или родственникам; с ними проще общаться, чем с реальными людьми; они помогают мне практиковать социальные навыки; они помогают мне чувствовать себя менее одиноким; другое.

Каждый пятый подросток (21%) получает от разговоров с нейросетью такое же удовлетворение как от разговоров с людьми, а каждый десятый (10%) — большее. По вопросу о том, можно ли доверять информации и советам, полученным от ИИ-компаньона, голоса разделились так: не доверять — 50%, в определенной мере доверять — 27%, доверять — 23%.

В случае разговора на серьезную тему треть подростков (33%) предпочла бы ИИ-компаньона живому человеку.

Как подростки используют советы ИИ-компаньонов в реальной жизни

Четверым из десяти подростков (39%) разговорный чат-бот помог освоить какой-то навык, который затем был использован в общении с людьми. Большинство подростков (60%) так не поступали, 1% участников исследования не дали однозначного ответа на этот вопрос. Из числа тех подростков, для которых ИИ стал другом, 18% благодаря его помощи научились начинать разговор, 14% давали кому-то советы, 13% выражали эмоции, 11% научились извиняться или прекращать конфликт, стольких же ИИ-компаньон научил постоять за себя.

Каждый двенадцатый подросток (8%) научился с помощью нейросети как нужно строить романтические отношения.

Как подростки применяли навыки, полученные в общении с ИИ-компаньонами, в реальной жизни. Сверху вниз: использовали полученные навыки (всего); начинали разговор; давали совет; выражали эмоций; извинялись, урегулировали конфликт; постояли за себя; использовали в романтических отношениях; не использовали такие навыки на практике; другое.

У каждого третьего (34%) пользователя что-то, сказанное ИИ-компаньоном, вызывало ощущение дискомфорта (19% сообщили, что такое было один или два раза, 9% — иногда, 6% — часто).

Организаторов исследования выявили настораживающий факт — каждый четвертый (24%) пользователь ИИ-компаньонов делился с нейросетью личной или конфиденциальной информацией (например, своим настоящим именем, местоположением или личными секретами). 13% делали это один или два раза, 8% — иногда, 4% — часто.

Авторы:
Алексей Скворцов
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
Вчера
Редакция ADPASS
27.11.2025
Редакция ADPASS
07.11.2025
От кликов к чату: «Яндекс Реклама» запускает ИИ-помощников для создания креативов, настройки кампаний и аналитики

«Яндекс» меняет парадигму работы с рекламными инструментами — вместо навигации по десяткам вкладок и настроек скоро можно будет просто написать инструкцию в чат. Компания объявила на конференции Rekonfa, что запускает ИИ-помощников в «Директе», «Метрике», AppMetrica и РСЯ, которые не только отвечают на вопросы, но и выполняют действия: формируют отчеты, анализируют причины падения трафика, создают изображения и видео по текстовому описанию. По данным «Яндекса», 90% маркетологов, работающих с «Директом», уже используют различные ИИ-инструменты в своей работе. Новые технологии на базе Yandex Neuro Ads, утверждают в компании, уже повысили эффективность рекламных инструментов на 29% год к году в третьем квартале.

Редакция ADPASS
07.11.2025
Монетизировать хаос: OpenAI предложила брендам зарабатывать на пользовательских ИИ-роликах

OpenAI нашла неожиданное решение проблемы авторских прав в эпоху генеративного ИИ: успокоить правообладателей, позволив им зарабатывать на пользовательской любви к их персонажам. Компания анонсировала новую стратегию для своей соцсети с короткими ИИ-видео Sora 2, в рамках которой бренды смогут загружать своих маскотов, устанавливать правила использования и получать деньги каждый раз, когда кто-то создает видео с Рональдом Макдональдом или Губкой Бобом. Исходно применявшаяся и не устроившая правообладателей модель «цензуры по запросу» трансформируется в новую модель монетизации, в которой «камео» персонажей из мультфильмов и рекламных маскотов начинают приносить доход.