Его звали Карофф. Джо Карофф. Умер автор логотипа к фильмам об агенте 007 Джеймсе Бонде
17 августа 2025 года, не дожив одного дня до своего 104-го дня рождения, в своем доме на Манхэттене скончался графический дизайнер Джо Карофф. Имя автора постеров «Вестсайдской истории» и фильма The Beatles A Hard Day's Night незаслуженно мало известно. Зато очень хорошо известна его главная работа — логотип c цифрами «007» и пистолетом. Отдавая дань памяти тому, кто придумал логотип фильмам о Джеймсе Бонде, ADPASS решил восстановить справедливость в отношении авторов других культовых логотипов фильмов и назвать их имена.
За более чем 60-летнюю историю бондианы логотип несколько раз незначительно менялся (длина ствола пистолета, написание цифры 7), но в основе всегда оставался рисунок Джо Кароффа. Этот вариант — из первых фильмов с Шоном Коннери.
Биография Джо Кароффа
Джозеф (Джо) Карофф родился 18 августа 1921 года в Роузелле, штат Нью-Джерси, в семье иммигрантов, приехавших в Соединенные Штаты из Бобруйска. После окончания школы Джо поступил в Институт Пратта — одно из ведущих учебных заведений в области искусства, дизайна и архитектуры в США. Еще в студенческие годы он работал ассистентом у французского дизайнера Жана Карлу. Одна из самых известных работ Карлу — постер к фильму Чарли Чаплина «Малыш».
Джозеф Карофф. Фотография сделана в 2021 году
В 1942 году Карофф был призван в армию. После демобилизации работал в студии дизайна Alan Berni Associates, затем ушел на фриланс, а в 1965 году основал собственную студию — J. Caroff Associates. В 1986 году он объединился с Лоном Киршнером, новая студия дизайна получила название Kirschner Caroff. В 2006 году, в возрасте 85 лет, Карофф завершил карьеру графического дизайнера и занялся живописью. Автор логотипа 007 был женат на Филис Фридман, их брак продлился 81 год, в феврале 2025 года Филис скончалась. У супругов было двое детей.
В 1948 году Джозеф Каров (тогда он писал свою фамилию так) нарисовал обложку для первого романа Нормана Мейлера «Нагие и мертвые». «Мне нравилось заниматься этой работой», — вспоминал он позднее — «прежде всего потому, что это была возможность прочитать книгу, интерпретировать ее, а затем придумать дизайн обложки, который, по моему мнению, лучше всего отражал суть книги». Затем Карофф стал работать дизайнером постеров Голливуда. В 1961 году вышел на экраны фильм «Вестсайдская история», постер к которому нарисовал он. Иногда авторство ошибочно приписывают другому художнику, работавшему над картиной — Солу Бассу.
Постер к фильму «Вестсайдская история» (1961).
В следующем, 1962 году, вышел фильм «Доктор Ноу» (Dr. No) — первый фильм об агенте 007 Джеймсе Бонде с Шоном Коннери в главной роли. В 2021 году продюсеры Бондианы подарили графическому дизайнеру Джо Кароффу на его 100-й день рождения часы Omega, на которых был выгравирован легендарный логотип. А за создание логотипа 007 с пистолетом он в свое время получил всего $300, причем никаких отчислений от проката фильма ему не полагалось.
Джо Карофф — автор постеров к фильму The Beatles A Hard Day’s Night, типографики (визуального оформления текста фильмов «Последнее танго в Париже» Бернардо Бертолуччи, «Манхэттен» Вуди Аллена, «Роллерболл» Нормана Джуисона.
Постер к эротическому триллеру Боба Брукса «Татуировка» (2001)
Нарисованный Кароффом постер к фильму Боба Брукса «Татуировка», на котором была изображена обнаженная женщина со связанными ногами, вызвал скандал. Феминистки срывали расклеенные постеры, что только способствовало популярности фильма. Продюсер картины Джозеф Левин сказал Кароффу: «Ты своим… постером сделал больше, чем я своим… фильмом».
Оригиналы большинства работ Кароффа не сохранились. Он никогда не считал себя великим мастером и выбрасывал рисунки, когда они больше не были нужны.
Знаменитые постеры и малоизвестные имена
Логотип мультфильма «История игрушек» создала ведущий дизайнер и начальник отдела дизайна титров студии Walt Disney Сьюзен Бредли. Она также работала над мультфильмами «Рататуй», «Мулан», «Корпорация монстров» и другими.
Первый набросок и логотип мультфильма «История игрушек».
Логотип фильмов франшизы «Охотники за привидениями» — коллективная работа. Его рисовал графический дизайнер Майкл Гросс, которому помогали Брент Боатс и Ричард Эдлунда. А главную идею логотипа высказал Дэн Экройд, соавтор сценария и исполнитель роли одного из «охотников» — Рэя Станца. Майкл Гросс также был персональным дизайнером Джона Леннона и консультантом телепрограммы «Маппет-шоу».
Куртка-бомбер с логотипом фильмов «Охотники за привидениями».
В 1976 году арт-директор лос-анджелесского рекламного агентства Seiniger Advertising Сьюзи Райс получила заказ на дизайн брошюры, которую кинокомпания Twentieth Century Fox рассылала владельцам кинотеатров с целью продвижения фильма «Звездные войны» (впоследствие ставшего 4-м эпизодом киноэпопеи). Райс встретилась с режиссером Джорджем Лукасом, который попросил ее создать логотип, который пугал бы зрителя и выглядел «очень фашистским». Существовал также альтернативный логотип, созданный дизайнером титров Дэном Перри, но продюсер «Звездных войн» Гэри Курц предпочел вариант Сьюзи Райс. Она доработала вариант с учетом замечаний Лукаса и Курца. Оригинальный вариант был использован в брошюре для владельцев кинотеатров, доработанный — в фильме.
Логотип фильма «Звездные войны» (1976).
Американский графический дизайнер Садамитсу Нил Фухита начал свою художественную карьеру в лагере для интернированных японцев на Гавайских островах — в качестве арт-директора лагерной газеты. В 1954–1957 годах он рисовал обложки для альбомов, выпускавшихся звукозаписывающей компанией Сolumbia Records. В 1960 году Фухита создал студию дизайна, занимавшуюся разработкой обложек для книг. Одной из его работ стала обложка романа Мариа Пьюзо «Крестный отец», опубликованного в 1969 году. Позднее на основе этого рисунка был создан логотип фильма «Крестный отец».
Обложка первого издания книги Марио Пьюзо «Крестный отец».
История логотипа фильма «Парк Юрского периода» немного похожа на историю логотипа к «Крестному отцу». Вначала была книга Майкла Крайтона «Парк Юрского периода». Обложку книги нарисовал Чип Кидд, младший ассистент (в настоящее время — помощник арт-директора) издательского дома Alfred A. Knopf. В ходе работы над фильмом логотип был доработан (круг, фон, слова «Jurassic Park»), но авторские права на используемый в кино логотип остались за Киддом.
Обложка книги Майкла Крайтона «Парк Юрского периода», на основе которой был создан логотип одноименно кинофильма.
Логотип фильмов франшизы «Парк Юрского периода» получил у фанатов прозвище «логозавр».
Логотип фильмов о Гарри Поттере также имеет «книжное» происхождение. Его разработала Мэри Гран-Пре, иллюстратор американских изданий книг Джоан Роулинг о мальчике-волшебнике. В английских изданиях имя Гарри Поттера на обложке написано совсем другим шрифтом, ровными, неизломанными буквами.