Онлайн-друг стоит офлайновых двух. ВЦИОМ изучил коммуникацию молодежи в сети
Две трети (69%) молодых россиян в возрасте 18–24 лет больше общаются в онлайне, чем в обычной жизни. Больше всего молодые люди смотрят в онлайне контент на тему юмора (56%), но чаще всего реагируют на полезный контент (53%). Каждый второй (49%) ежедневно или почти ежедневно использует в общении мемы. Таковы результаты проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения опроса, посвященного медиапотреблению молодежи в России.
Фото Robin Worall на Unsplash
Чем моложе, тем виртуальнее
В исследовании ВЦИОМ, посвященном медиапотреблению, возрастные рамки «молодежи» выглядят так — от 18 до 35 лет. Как видно из результатов опроса, общение современной молодежи чаще всего происходит в соцсетях и мессенджерах. 61% респондентов заявили, что больше общаются с друзьями и близкими в онлайне, чем в обычной жизни. Только треть опрошенных (33%) предпочитает общаться по старинке. При этом среди любителей онлайн-общения нет особой разницы между молодыми мужчинами и молодыми женщинами (соответственно 60% и 61%). Среди мужчин больше тех, кто не смог определиться с ответом — 9%, тогда как женщин — 4%. Среди женщин больше тех, кто все еще выбирает старомодный способ общения — 35% (мужчин — 31%).
Молодежное медиапотребление различается в зависимости от возраста. Самая младшая молодежь, те, кому от 18 до 24 лет, выбирает онлайн-общение чаще, чем «средняя» (25–29 лет) и «старшая» молодежь (30–35 лет). В онлайне больше общаются 69% 18–24 летних и 56–57% тех, кто постарше. Соответственно, общение в обычной жизни больше нравится лишь каждому четвертому (24%) 18–24-летнему, тогда как среди более старшей молодежи его предпочитают 37–39% опрошенных.
Какой тип общения — в онлайне или в обычной жизни — предпочитают представители разных поколений.
«Телега» обгоняет всех
Среди социальных сетей и мессенджеров наибольшей популярностью у российской молодежи пользуется Telegram. Каждый шестой опрошенный (16%) ответил, что пользуется этим мессенджером больше 6 часов в день. Не менее часа уходит на Telegram в общей сложности у 82% молодых людей. WhatsApp заметно отстает от конкурента. Более 6 часов тратит на него лишь один молодой человек из 14 (7%). Каждый второй (51%) использует WhatsApp менее часа в день. Замедляемый YouTube cмотрят три четверти опрошенных (76%). При этом каждый пятый (20%) тратит на это менее часа в день, еще 26% опрошенных — 1–2 часа, еще 18% — 3–4 часа. 12% опрошенных ежедневно тратят на YouTube более 5 часов.
Самая популярная социальная сеть — «ВКонтакте». Только у 8% опрошенных нет в ней аккаунта. Правда, почти каждый второй (43%) проводит в этой сети менее часа в день, а доля тех, кто тратит на «ВКонтакте» от 5 часов и более сопоставима с долей любителей проводить много времени в YouTube — 11%.
Каждый второй молодой человек (48%) все еще смотрит запрещенный Instagram*. 30% пользуется разрешенным не только в России, но пока еще и в США TikTok. 34% проявляют интерес к Pinterest. Каждый десятый (10%) использует Twitter. Каждый пятый (21%) имеет аккаунт в соцсети «Одноклассники», но никто не проводит в ней больше двух часов в день, а чаще всего на нее тратят менее часа. Каждый одиннадцатый (9%) молодой респондент пользуется Facebook*, но не больше часа в день.
Популярность социальных сетей и мессенджеров у российской молодежи.
Мальчикам — длинные, девочкам — короткие
Вопреки распространенному мнению о том, что современная молодежь ничего не читает, участники опроса, отвечая на вопрос о наиболее интересном для них контенте, на первое место поставили тексты. Социологи ВЦИОМ объединили словом «тексты» статьи, посты и комментарии. За тексты проголосовало 48% опрошенных.
На втором месте по популярности — длинные видео. Они интереснее всего 41% опрошенных. При этом длинные видео высоко оценили более половины (55%) мужчин и практически вдвое меньше (28%) женщин. Также среди тех, кому от 18 до 29 лет длинные видео любит почти каждый второй (48–49%), а среди тех, кому 30–35 лет — лишь каждый третий (35%).
Короткие видео — на третьем месте по популярности в общем списке (33%) и на втором месте по популярности у молодых женщин (42% против 25% у мужчин).
Картинки и фото молодые женщины также любят гораздо больше, чем молодые мужчины — 19% против 9%.
Примерно каждому пятому опрошенному, независимо от пола, нравится любой контент.
Какой тип контента в интернете больше всего интересует российскую молодежь.
Первая тройка самых просматриваемых новостей по темам выглядит так: юмор (56%), образование и наука (49%), международные новости (44%). Мужчины расставляют приоритеты так: политика (59%), технологии (56%), образование и наука (54%). Первая тройка женских интересов такая: юмор (62%), здоровье и медицина (45%), образование и наука (43%).
Чаще всего молодые люди реагируют на контент (ставят лайк, дизлайк, эмодзи) если этот контент — полезный (53%), вызывает сильные положительные эмоции (52%), у него интересная тема (45%).
Только 2% опрошенных признались, что каждый день или почти каждый день публикуют свой уникальный контент для широкой аудитории. Еще 9% делает это несколько раз в неделю, 42% — несколько раз в месяц, а 45% — никогда или практически никогда.
Каждому пятому (21%) опрошенному важно выражать себя в интернете. Стремление к самовыражению в онлайне более присуще женщинам (26%), чем мужчинам (16%).
На вопрос «Как часто Вы используете мемы в общении (в личной переписке, общении, стикерах, в комментариях, сторис)?» каждый второй (49%) молодой респондент ответил «каждый день или почти каждый день». Еще четверть опрошенных (23%) сообщила, что делает это несколько раз в неделю. Никогда или почти никогда не пользуются мемами лишь 15% опрошенных.
Как проводился опрос ВЦИОМ
Всероссийский интернет-опрос «ВЦИОМ-Онлайн» прошел 5–6 июня 2025 года, был опубликован 24 июня 2025 года. Метод опроса — интернет-опрос по формализованной анкете на базе вероятностной панели «ВЦИОМ-онлайн». Участники панели рекрутируются в ходе ежедневного всероссийского телефонного (CATI) опроса «Спутник», который проводится по случайной (RDD) выборке мобильных номеров из полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. В опросе приняли участие 518 россиян в возрасте от 18 до 35 лет.
В России снижается медиапотребление
В январе-мае 2025 года в России снизилось медиапотребление по времени, проведенному в сети — в интернете на 3% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, в сегменте онлайн-видео — на 11%. Об этом сообщает «Коммерсантъ» на основе данных группы компаний (ГК) «Родная речь» и Mediascope о состоянии медиарынка и медиапотреблении на июнь 2025 года. Участники рекламного рынка связывают это, в том числе, с оттоком пользователей с YouTube, который с прошлого года практически не работает в стране. Локальные видеоплатформы стабильно растут, но конкурировать с зарубежными по охвату пока не могут.
* Принадлежит компании Meta, признана экстремистской организацией и запрещена в РФ.