26.09.2022, 16:30

Еда не приходит одна: граждане стали больше есть и хуже одеваться

Спрос на основные непродовольственные товары, в первую очередь одежду и обувь, продолжил снижение, и августовские распродажи не смогли изменить тенденцию. Вместо этого россияне стали больше тратить на продукты питания. Сроки окончания такого покупательского пессимизма, вызванного экономическим кризисом, эксперты прогнозировать не берутся.

В августе россияне продолжали сокращать покупки одежды, обуви и бытовой техники, но заметно нарастили объемы покупок продовольствия, пишет «РБК» со ссылкой на данные ресурса «Чек индекс» оператора фискальных данных «Платформа ОФД». Снижение спроса на одежду в стране наблюдается с весны, после начала военных действий в Украине, снижение покупок в единицах в апреле-мае составило 20-25% по сравнению с 2021 годом, летом — на 18-22%. Тогда на рынке осторожно говорили о восстановлении.

При этом на рынке электроники не наблюдалось даже замедления падения, как в случае с одеждой и обувью: в июне и июле продажи стабильно снижались на 15%.

Единственный сегмент рынка, где покупательские траты только выросли — продовольственные магазины. В первый месяц лета объем продаж продуктового ритейла в денежном выражении вырос на 6% по отношению к аналогичному периоду 2021 года, а в натуральном выражении снизился на 6%. В июле объемы выросли еще на 8% в денежном и на 4% в натуральном выражении. Средний чек по России на покупку продуктов составил 712 рублей.

Эксперты указывают, что на рынок в некоторой степени повлиял и сезон отпусков, когда люди много путешествовали или отдыхали на даче, из-за чего спрос на непродовольственные товары естественным образом снизился. Но основной причиной, разумеется, называется масштабный экономический кризис в стране. Потребители перешли «в режим жесточайшей экономии», говорит гендиректор компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров.

«Потребители больше тратят на еду, посещают больше магазинов в поисках скидок и резко сократили траты на непродовольственные товары», — говорит он, отмечая также такие дополнительные факторы роста трат на еду как отказ многих от посещения общепита из-за высоких цен и «привычку заедать стресс».

По мнению основательницы компании Fashion Advisers Марии Герасименко, текущая статистика рынка также стала следствием массового ухода из страны привычных покупателям брендов, что снизило и трафик в ТЦ. В совокупности это также уронило спрос на одежду. «Неблагоприятный эмоциональный фон выступает в этих условиях катализатором», — подытоживает эксперт.

Банк России, ранее комментируя снижение ключевой ставки, назвал текущую потребительскую активность в России во всех сегментах рынка «сдержанной», отметив также увеличившуюся склонность россиян к сбережениям. «Последнее, в частности, объясняется не только общей экономической неопределенностью, но также и сократившимся предложением отдельных категорий товаров и услуг», — сказали в ЦБ.

Несмотря на явный покупательский пессимизм, за август, как писал ADPASS, в России было выдано 1,1 трлн рублей розничных кредитов, практически на февральском докризисном уровне, и многие вернулись к отложенным крупным покупкам. Из этого объема 539 млрд пришлось на кредиты наличными, которые снова набирают популярность: общая сумма потребкредитов в «живых» деньгах выросла на четверть по сравнению с июлем.

Авторы:
Сергей Яркин
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
16.04.2024
Редакция ADPASS
16.04.2024
Rambler&Co
05.04.2024
Редакция ADPASS
28.03.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?