Еда не приходит одна: граждане стали больше есть и хуже одеваться
Спрос на основные непродовольственные товары, в первую очередь одежду и обувь, продолжил снижение, и августовские распродажи не смогли изменить тенденцию. Вместо этого россияне стали больше тратить на продукты питания. Сроки окончания такого покупательского пессимизма, вызванного экономическим кризисом, эксперты прогнозировать не берутся.
В августе россияне продолжали сокращать покупки одежды, обуви и бытовой техники, но заметно нарастили объемы покупок продовольствия, пишет «РБК» со ссылкой на данные ресурса «Чек индекс» оператора фискальных данных «Платформа ОФД». Снижение спроса на одежду в стране наблюдается с весны, после начала военных действий в Украине, снижение покупок в единицах в апреле-мае составило 20-25% по сравнению с 2021 годом, летом — на 18-22%. Тогда на рынке осторожно говорили о восстановлении.
При этом на рынке электроники не наблюдалось даже замедления падения, как в случае с одеждой и обувью: в июне и июле продажи стабильно снижались на 15%.
Единственный сегмент рынка, где покупательские траты только выросли — продовольственные магазины. В первый месяц лета объем продаж продуктового ритейла в денежном выражении вырос на 6% по отношению к аналогичному периоду 2021 года, а в натуральном выражении снизился на 6%. В июле объемы выросли еще на 8% в денежном и на 4% в натуральном выражении. Средний чек по России на покупку продуктов составил 712 рублей.
Эксперты указывают, что на рынок в некоторой степени повлиял и сезон отпусков, когда люди много путешествовали или отдыхали на даче, из-за чего спрос на непродовольственные товары естественным образом снизился. Но основной причиной, разумеется, называется масштабный экономический кризис в стране. Потребители перешли «в режим жесточайшей экономии», говорит гендиректор компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров.
«Потребители больше тратят на еду, посещают больше магазинов в поисках скидок и резко сократили траты на непродовольственные товары», — говорит он, отмечая также такие дополнительные факторы роста трат на еду как отказ многих от посещения общепита из-за высоких цен и «привычку заедать стресс».
По мнению основательницы компании Fashion Advisers Марии Герасименко, текущая статистика рынка также стала следствием массового ухода из страны привычных покупателям брендов, что снизило и трафик в ТЦ. В совокупности это также уронило спрос на одежду. «Неблагоприятный эмоциональный фон выступает в этих условиях катализатором», — подытоживает эксперт.
Банк России, ранее комментируя снижение ключевой ставки, назвал текущую потребительскую активность в России во всех сегментах рынка «сдержанной», отметив также увеличившуюся склонность россиян к сбережениям. «Последнее, в частности, объясняется не только общей экономической неопределенностью, но также и сократившимся предложением отдельных категорий товаров и услуг», — сказали в ЦБ.
Несмотря на явный покупательский пессимизм, за август, как писал ADPASS, в России было выдано 1,1 трлн рублей розничных кредитов, практически на февральском докризисном уровне, и многие вернулись к отложенным крупным покупкам. Из этого объема 539 млрд пришлось на кредиты наличными, которые снова набирают популярность: общая сумма потребкредитов в «живых» деньгах выросла на четверть по сравнению с июлем.
Лучшее в блогах
Вам понравится
Аналитическая компания Digital Budget представила рейтинг «Топ-30 рекламодателей по итогам 9 месяцев 2024 года». Согласно рейтингу, суммарный объем инвестиций в интернет-рекламу увеличился на 24% период к периоду и перешагнул планку 200 млрд рублей. По сравнению с первыми девятью месяцами прошлого года тройка лидеров не изменилась. Больше всего в digital-продвижение вложили «Сбер», Ozon и Wildberries. В топ-10 впервые вошли две букмекерские конторы «Фонбет» и «Лига ставок». Единственным рекламным инструментом, показавшим положительную динамику, стало онлайн-видео, которое рекламодатели стали использовать на 2 п.п. чаще. Рост интереса к онлайн-видео вызван ограниченным объемом рекламного инструментария, предлагаемого телевидением, высокой медиаинфляцей, а также ростом аудитории платформ, где этот функционал доступен, считают эксперты.
За первые девять месяцев этого года на маркетплейсах зарегистрировалось в два раза меньше продавцов чем в прошлом. Селлеры не хотят начинать новый бизнес из-за высоких ставок по кредитам и постоянно растущих комиссий торговых площадок. При этом рост оборота предпринимателей не может обогнать инфляцию. Все эти факторы негативно сказывается и на доходах маркетплейсов.
Инвестиции не в строительство брендов, а исколючительно в перформанс-маркетинг, могут стоить брендам до 50% упущенной выручки от продаж. Такую цифру приводят аналитики WARC и Google в новом исследовании. При этом увеличение таких показателей, как осведомленность о бренде и формирования вовлеченности всего на 1%, могут увеличить продажи на 0,6%. Авторы считают, что у компаний, не занимающихся здоровьем брендов, нет будущего.
ПОДПИСКА
ВАШ ЗАПРОС ДОСТАВЛЕН
О блогах ADPASS: правила, рекомендации, ответы на вопросы