28.09.2023, 15:39

«Яндекс» отправил «Алису» на шоппинг

«Яндекс» вернулся к идее голосового шоппинга. С помощью ассистента «Алисы» можно будет заказать продукты из «Лавки». В США этот вид покупок появился в 2017 году. В 2022 году американцы наговорили товаров на $40 млрд. Россияне предпочитают добавлять товары в корзину традиционными способами — лишь 1,5% покупателей пользуются услугами голосовых помощников. Их отталкивают невозможность увидеть товар и маленький ассортимент, предлагаемый голосовыми ассистентами.

«Яндекс» расширил функционал голосового помощника «Алисы». С 28 сентября жители Москвы и Санкт-Петербурга смогут заказывать голосом продукты и товары в сервисе «Лавка». Поговорив с «Алисой», пользователь увидит список желаемых покупок в приложении и сможет его откорректировать. При диалоге с голосовым ассистентом не обязательно назвать точное наименование конкретного товара, достаточно произнести, например, слово «молоко». В этом случае, система проанализирует прошлые заказы покупателя и добавит нужный сорт молока в корзину. Чтобы оплатить покупки достаточно завершить диалог и подтвердить его на смартфоне, пишет «Коммерсант», ссылаясь на представителей компании.

Впервые возможность голосового заказа товаров появилась в «Алисе» в январе 2018 года, еще до появления умных колонок. Функция позволяла приобрести товары в маркетплейсе «Беру», совместном проекте Сбербанка и «Яндекса», позднее ставшим частью «Яндекс Маркета». Заказать товары в «Яндекс Маркете» при помощи «Алисы» можно и сейчас, начав общение с ассистентом с уже совсем не актуальной фразы «Помоги купить на “Беру”».

Насколько активно люди покупают товары при помощи «Алисы», в «Яндексе» не сообщили. По данным опроса, проведенного в РФ исследовательской компанией Ipsos, 11% его участников использует голосового помощника, но только 1,5% занимается голосовым шопингом. При этом 13% респондентов готовы совершать покупками с «Алисой». «За год (с момента проведения предыдущего опроса) ситуация не изменилась», — резюмировали аналитики.

Конкурент «Алисы» — голосовой ассистент «Салют» — может собрать корзину и повторить предыдущий заказ в службе доставки «Самокат». Оба сервиса входят в экосистему «Сбера».

Голосом можно заказать товары и во «Вкусвилле». Но ритейлер не использует голосового ассистента: покупателям предлагается просто позвонить по телефону. По данным сети, в месяц клиенты оформляют порядка 15-20 тыс. заказов по телефонному звонку.

Голосовой шоппинг в США

В США возможность покупать через голосового ассистента была представлена компанией Amazon в 2017 году. Сейчас с помощью Alexa можно заказать продукты в сети Whole Foods и Amazon Fresh.

Согласно исследованию сервиса Statista, в мае 2022 года в США 27,4% американских потребителей делают покупки через голосовых помощников, а оборот голосового шоппинга с 2017 года по 2022 год вырос в 20 раз, с $2 млрд до $40 млрд.

По данным исследования портала Voicebot.ai, 44,4% американцев, пользующиеся голосовыми ассистентами применяют их, чтобы найти нужный товар. 45,8% считает, что основным преимуществом «голосового шоппинга» является возможность купить что-то в режиме hands-free. 37.9% респондентов использовали голосового помощника, чтобы купить товары стоимостью от $20 до $50. 80% участников опроса остались довольны полученным опытом.

В компании Just AI, специализирующейся на разработке технологий разговорного искусственного интеллекта, объясняют непопулярность голосового шоппинга в России несколькими причинами, главные из которых — отсутствие возможности увидеть картинку товара и «недостаточная прямота процесса (покупки)».

Новая функция нацелена не на массовое распространение, а «на привлечение новой аудитории необычным способом и укрепление лояльности существующей», полагает директор по работе с клиентами «Нильсен» Салтанат Нысанова. По ее словам, «Яндекс» мог вернуться к теме голосового заказа товаров только с расчетом на изменение потребительского поведения. Если полка традиционного супермаркета вмещает 100-200 категорий товаров, то в интернет-магазине это значение сужается до 10-20 на первой странице поиска, а в случае с голосовым шопингом выбор и вовсе сужается до одного-двух наименований, пояснила эксперт.

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
10.04.2024
Creonit
08.04.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?