21.04.2022, 16:03

«Яндекс» не строит прогнозы даже на этот год

«Яндекс» опубликовал годовой отчет за 2021 год. Хотя компания по-прежнему получает значительную часть доходов от рекламы, их доля продолжает стремительно сокращаться. В прошлом году на рекламу впервые пришлось менее половины доходов «Яндекса». Вместе с тем доля нерекламных доходов за два года выросла более чем в полтора раза. Несмотря на рост выручки, чистая прибыль компании в рублевом выражении снизилась на 37,25% до 14,7 млрд рублей. Строить прогнозы, даже краткосрочные, компания отказалась.

Реклама не в доле

За последние годы «Яндекс» диверсифицировал бизнес, в результате чего доля доходов от рекламы снизилась с 69% в 2019-м до 47% в 2021 году. После ухода зарубежных рекламодателей с российского рынка на фоне военных действий в Украине ожидает снижения расходов на рекламу. При этом любое сокращение расходов на онлайн-рекламу «может оказать существенное неблагоприятное влияние на бизнес, финансовое положение и результаты деятельности», говорится в отчете. Доля отдельных рекламодателей не превышала 0,6% от общего дохода. По оценкам «Яндекса», на ушедшие из России международные компании в прошлом году приходилось около 8% рекламных доходов.

В «Яндексе» считают, что социальных сетей, видеоплатформы и маркетплейсы становятся серьезными конкурентами в борьбе за рекламные бюджеты. По мнению компании, такие платформы как VK, OK, Ozon, Wildberries, а также зарубежные соцсети находятся в выигрышном положении за счет значительного объема конфиденциальной информации, к которым они имеют доступ.

Доля нерекламных доходов за год увеличилась с 42 до 53%. Наибольший рост произошел в сегменте доставки, где выручка увеличилась более чем в три раза, до 12,9 млрд рублей. На втором месте по темпам роста — «Яндекс.Маркет» (35,3 млрд руб.), на третьем — медиасервисы, включая подписки «Яндекс.Плюс», сервисы «Яндекс.Музыка», «Яндекс.Афиша», «Яндекс.Студия» и «Кинопоиск» (18,4 млрд руб.). При этом число пользователей «Яндекс.Плюс» выросло с 6,7 млн до 12 млн, а доля платных подписчиков на конец 2021-го. превысила 80%.

Общая выручка компании за прошлый год увеличилась на 63%, с 218,3 до 356,1 млрд руб. Чистая прибыль сократилась с 23,4 до 14,7 млрд руб.

Ряды партнеров поредели

В числе партнеров, которые внесли наиболее значимый вклад в распространение продуктов и услуг, компания выделяет Samsung, Xiaomi и Opera. Азиатские производители добавляют сервисы «Яндекса» в списки предустановленных приложений, а Opera — в мобильные и настольные браузеры.

В марте Samsung объявил о приостановке поставок в Россию. Китайская Xiaomi продолжает поставлять продукцию, однако в марте сократила поставки почти вдвое.

С начала года до третьей недели февраля темпы роста по основным сегментам соответствовали прогнозам «Яндекса», говорится в отчете. Однако на фоне военных действий в Украине компания сталкивается с определенными сложностями. В частности, речь идет о приостановке рекламы и сокращении маркетинговых бюджетов некоторых клиентов, особенно в таких категориях, как авто, электроника и FMCG. Также «Яндекс» зафиксировал скачок спроса в конце февраля и начале марта, особенно на бытовую технику. Однако с тех пор показатели стабилизировались, отмечает компания. Дальнейший рост будет зависеть от наличия товаров у дистрибуторов и продавцов, а также влияния санкций на российскую экономику и покупательную способность потребителей.

Инвестиций не будет

На фоне «геополитической напряженности» IT-корпорация также приостановила инвестиции в России и за рубежом. «Любой продолжительный экономический спад в России в результате санкций, снижения курса рубля или негативных настроений потребителей может оказать существенное негативное влияние на наше финансовое положение и результаты деятельности», — говорится в документе.

Представитель «Яндекса» пояснил, что компания продолжит инвестировать в развитие ключевых направлений бизнеса в России, в частности — в поисковые технологии, транспортные сервисы, электронную коммерцию, стриминговые сервисы, облачные технологии и образовательные инициативы.

Мы также продолжим выполнять все обязательства перед нашими многочисленными партнерами и сохраним все программы поддержки, которые мы анонсировали. При этом некоторые инвестиции в новые и экспериментальные сервисы будут на время приостановлены. Но в будущем они могут быть возобновлены», — рассказали в «Яндексе».

Тем не менее в сфере электронной коммерции ожидается сокращение расходов потребителей, следует из отчета. Решение многих поставщиков приостановить продажу товаров в России, а также приостановка сотрудничества с крупными судоходными компаниями могут привести к тому, что количество и ассортимент товаров ухудшится.

Кроме того, компания отозвала свои прогнозы на 2022-й год, ссылаясь на то, что в текущих условиях способность строить предположения как в краткосрочной, так и в среднесрочной перспективе «крайне ограничена».

Авторы:
Алиса Рейн
Нравится: Блоги ADPASS, АРИР
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
17.04.2024
Редакция ADPASS
10.04.2024
Platforma: big data для бизнеса
10.04.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?