26.05.2022, 13:41

Телевидение не вырастет даже за деньги

На фоне ухода зарубежных каналов и отмены голливудских премьер российский рынок платного телевидения в этом году не сможет вернуться к допандемийным темпам роста, предполагают эксперты независимого агентства «ТМТ Консалтинг». По прогнозам аналитиков, по итогам года объем рынка платного ТВ вырастет только на 2%, до 109 млрд рублей. В основном рост будет обусловлен повышением выручки на одного абонента в месяц за счет повышения тарифов: именно это позволило операторам остаться в плюсе в первом квартале.

Даже с учетом двухпроцентного роста, рынок платного телевидения не вернется к темпам, наблюдавшимся до пандемии, передает «Коммерсантъ» с ссылкой на данные «ТМТ Консалтинга». До 2019 года рынок рос двузначными темпами, в 2019 году — на 8,6%, в 2020 году — на 2,1%, в 2021 году — на 2,3%.

Тройной удар

Аналитики связывают снижение темпов роста рынка с тремя факторами. Первый — уход зарубежных каналов. Хотя зрители могут найти похожий контент на других каналах, полностью заменить их невозможно, поскольку часть каналов показывали эксклюзивные фильмы и сериалы.

На фоне украинского кризиса в России прекратили вещание более двадцати пяти телеканалов, в том числе около пятнадцати каналов американской медиакомпании Discovery (Animal Planet, Discovery Channel, Discovery Science, Eurosport 1, Eurosport 2, ID: Investigation Discovery, TLC и другие), развлекательные и семейные каналы Paramount (Nickelodeon, Nick Jr., NickToons, Paramount Comedy, MTV Russia и MTV Live HD), каналы The Walt Disney (Disney, National Geographic), новостные и спортивные CNN International, Deutsche Welle (признано в РФ иноагентом), France 24, Eurosport 4K, «Евроновости» и другие.

Это как минимум десятая часть каналов, представленных в пакетах популярных операторов. Например, сейчас у «Триколора» один из самых объемных пакетов «Единый Ultra» включает 230 каналов, у МТС в базовый пакет входят 200 телеканалов. Впрочем, сами операторы отмечают, что доля ушедших телеканалов в общем объеме телесмотрения невысока: например, на семейства Discovery и Viasat приходилось не более 1%, подсчитали в МТС.

По данным ECI Media Management, в прошлом году самые высокие рейтинги были у российских каналов «Россия 1», «Первого канала», НТВ, «Пятого канала» и РЕН ТВ — их смотрели от 0,8 до 1,6% населения, а доля аудитории относительно всех, у кого в данный момент был включен телевизор, составляла от 6 до 11%. При этом в топ-10 не вошел ни один канал из числа ушедших.

Вторая проблема операторов — расторжение контрактов с мейджорами. В марте голливудские производители Disney, Universal, Sony, Warner Bros. и Paramount отменили показы новых фильмов в России. В «Триколоре» подчеркнули, что на данный момент у оператора есть действующие контракты со всеми перечисленными компаниями. Вероятно, речь идет о лицензиях на показ старого контента.

Однако под угрозой не только зарубежные, но и российские каналы. Во вторник российское спутниковое ТВ «Телекарта» прекратило вещание телеканалов ВГТРК («Россия 1», «Россия 24», «Звезда»). В в «ОрионТВ», который управляет «Телекартой», рассказали «Коммерсанту», что партнер оператора, международная организация спутниковой связи Intelsat, заблокировал вещание каналов на спутниках из-за санкций.

Повышать тарифы придется

По данным «ТМТ Консалтинга», в первом квартале операторы платного ТВ остались в плюсе в основном за счет повышения тарифов. Выручка год к году увеличилась на 2% до 27,1 млрд рублей. При этом абонентская база выросла всего на 0,7%, до 46,6 млн домохозяйств.

Елена Крылова, директор по проектам «ТМТ Консалтинга» подчеркивает, что небольшой рост выручки в 2022 году произойдет именно за счет увеличения ARPU (выручки на одного абонента в месяц). Помимо повышения тарифов, аналитики ожидают роста подключений к дополнительным пакетам — на онлайн-кинотеатры через своего оператора платного ТВ. В то же время вероятен отток абонентов на фоне падения реальных доходов населения. Все это помешает возвращению активной положительной динамики, считает Крылова.

Операторы, с другой стороны, настроены более оптимистично. Дмитрий Жичин. директор по маркетингу ГК «Орион», признает, что снижение доходов граждан повлияет на финансовые результаты года, однако напоминает, что во время пандемии кризис повлиял на рынок платного телевидения меньше, чем на другие сегменты индустрии развлечений.

Авторы:
Алиса Рейн
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram
Как создать полезный гид
для предпринимателей?