14.12.2022, 14:00

США против «ТикТока»: республиканцы хотят запретить китайскую соцсеть

Сенатор-республиканец Марко Рубио предложил закон, запрещающий деятельность TikTok в США. Это очередная атака американских политиков на соцсеть, которая, по их мнению, собирает данные пользователей для китайских властей.

Photo by Solen Feyissa on Unsplash

Предложенный сенатором закон имеет очень сложное название — «О предотвращении национальной угрозы интернет-слежки, репрессивной цензуры и влияния, и закона об алгоритмическом обучении Коммунистической партии Китая (КПК)» (Averting the National Threat of Internet Surveillance, Oppressive Censorship and Influence, and Algorithmic Learning by the Chinese Communist Party Act).

Закон потребует от президента США Джона Байдена заблокировать все транзакции США c TikTok и его китайской материнской компанией ByteDance, президент также будет обязан применить закон «О международных чрезвычайных экономических полномочиях» (International Emergency Economic Powers Act) для ограничения доступа к сервису. Основанием для этих мер должно послужить то, что сбор ByteDance данных американских пользователей представляют угрозу безопасности для США, так как собранные данные могут быть переданы властям Китая и использованы ими во враждебных целях.

Одновременно сопутствующий закон в Палату представителей конгресса США внесли его члены Майк Галахер и Раджа Кришнамурти.

О своих планах Рубио и Галахер объявили в ноябре 2022 года в статье для The Washington Post, озаглавленной «TikTok, время вышло! Приложение должно быть запрещено в Америке». «TikTok предоставляет КПК уникальную возможность контролировать более 1 млрд пользователей по всему миру, и в их числе почти две трети американских подростков», — написали авторы законопроекта. По их словам, если TikTok и его алгоритмы не будут отделены от китайских властей, то работа приложения в США будет продолжать угрожать нацбезопасности страны и прокладывать путь для создания технологического ландшафта, находящегося под влиянием Китая. Как пишут авторы публикации, несмотря на то, что в законопроекте упоминаются только TikTok и ByteDance, он будет применяться и к другим крупным китайским соцсетям.

Появлению законопроекта предшествовала серия правительственных постановлений, запрещающих использование TikTok на устройствах, являющихся государственной собственностью. Власти штатов Юта и Техас вслед за Южной Дакотой и Мерилендом запретили использование приложения на устройствах госслужащих.

Комментируя предложенный законопроект, представитель TikTok Брук Оберветтер заявил, что соцсеть работает над тем, чтобы рассеять опасения законодателей. «Тревожно, что вместо того, чтобы побудить администрацию завершить проверку TikTok на предмет потенциальных угроз национальной безопасности, некоторые члены Конгресса настаивают на политически мотивированном запрете, который ничего не сделает для укрепления национальной безопасности США», — сказал Оберветтер. Соцсеть будет и далее информировать членов Конгресса о разработанных под надзором высших органов страны планах по защите нашей платформы в США, добавил он.

Сейчас Палата представителей США контролируется республиканцами, это может способствовать принятию законопроекта Рубио нижней палатой. Но шансы на дальнейшее успешное прохождение закона невелики — Сенат США контролируют демократы, и сам Байден вряд ли подпишет его. В случае принятия такого закона президент столкнется с теми же юридическими проблемами, что и Трамп ранее, а также с гневом миллионов американских пользователей.

Противостояние республиканцев и китайской соцсети началось еще при администрации Трампа. В начале июля 2020 года американский госсекретарь Майк Помпео заявил о возможной блокировке приложения. По его словам, гражданам США стоило использовать TikTok с осторожностью, «чтобы личная информация не попала в руки китайских коммунистов». Затем к атакам на TikTok присоединился и Дональд Трамп: 1 августа 2020 года он пригрозил заблокировать TikTok, а 3 августа потребовал продать платформу американской компании до 15 сентября. Трамп подчеркнул, что если до этой даты TikTok не будет куплен Microsoft или другой компанией, то приложение «выйдет из бизнеса».

Опиравшиеся на закон «О международных чрезвычайных экономических полномочиях» планы Трампа в отношении бана китайской платформы были нечетки, спорны и привлекли пристальное внимание американских судов. Администрация Байдена отказалась от решений, предложенных Трампом, и ограничилась приказом проверить TikTok на предмет наличия угрозы нацбезопасности.

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
22.03.2024
Редакция ADPASS
14.03.2024
Наружке одобрили пролонгацию: правительство поддержало законопроект при условии его доработки

На сайте Госдумы опубликован отзыв правительства на законопроект депутата Максима Топилина о продлении договоров в наружной рекламе на десять лет. Ведомство поддержало поправки с условием доработки ко второму чтению. По мнению правительства, нужно уточнить сроки продления договоров — в разных регионах контракты с операторами заключают и на меньшие сроки. Требует дополнительной проработки и норма об индексации платежей по договорам на размер инфляции. Кроме того, правительство не согласно продлять договоры операторам-должникам. Топилинский законопроект поддержал и автор конкурирующих поправок о 35-процентном ограничении доли для одного игрока в наружке депутат Валерий Гартунг — тоже при условии доработки ко второму чтению.

Редакция ADPASS
06.03.2024
Редакция ADPASS
28.02.2024
Наружная реклама разошлась в законопроектах: в Думу внесен еще один резонансный документ

Вслед за пятничными поправками о внеконкурсном продлении договоров в наружной рекламе вчера в Госдуму внесли еще один резонансный законопроект. Его авторы предлагают вернуть в закон «О рекламе» 35-процентное ограничение рыночной доли для одного игрока в наружке и запретить укрупнение лотов на торгах. Хотя в обоих документах нет кардинальных противоречий и по формальному признаку их сложно признать альтернативными, но очевидно, что авторы поправок преследуют различные цели, считают эксперты: сохранить бизнес действующих игроков в ближайшее десятилетие или запустить масштабный передел быстрорастущего сегмента наружной рекламы (+40-46% в 2023 году) в пользу малого и среднего бизнеса.