Соединенные Санты Америки

Сто лет американской рождественской рекламы

Бренд «Санта Клаус» известен американским СМИ уже третье столетие. Вначале, впрочем, это был не бренд, а просто персонаж. Одно из самых ранних упоминаний о нем датируется 26 декабря 1820 года. В этот день нью-йоркская газета The Evening Post опубликовала стихотворение Sainte Claus (да, именно с таким непривычным написанием).

«Кто это там, в странном костюме, с ношей на плечах?» — спрашивал автор стихотворения. После двух неправильных ответов (вечный жид Мордехай, Бука) звучал правильный — «святой Николай, прямо из Амстердама».

В последующие десятилетия имя святого Николая, Санта Клауса появлялось в американских газетах в основном в стихотворениях и рассказах. Но уже в 1840-е американские буржуа стали давать объявления о рождественских распродажах с упоминанием имени святого.

В рождественские дни 1847 года Санта-Клаус приходил на рождественский базар Ван Клика в Буффало, штат Нью-Йорк. Там можно было найти подарки «для старых и молодых, для богатых и бедных, по честным ценам». Изделия из золота и, серебра, жемчуг, шелка и вельвет, вазы и парфюмерия, коробки для сигар и перламутровые гребни, алебастровые пресс-папье и шелковые чулки. Детям — игрушки по цене от 1 цента до 8 долларов.

Макартур, конкурент Ван Клика, предупреждал: остерегайтесь фальшивых Санта-Клаусов. Настоящий Санта и широкий ассортимент товаров — только в магазине и на базаре Макартура.

Долгое время рекламные объявления конца декабря были в первую очередь ориентированы на взрослых. Так, в газете Chicago Tribune в декабре 1871 года в качестве рождественских подарков предлагались ювелирные украшения «по оптовым ценам» и книги.

В газете St Louis Post-Dispatch первую полосу номера от 15 декабря 1887 года украшали несколько рождественских реклам. На фоне банальных шалей, боа, блокнотов, плюшевых фотоальбомов и т. п. выделяется реклама компании E. C. Meacham Arms Co. Подарки, которые она продавала, были практичными. Велосипеды, игровые карты, дорожные стаканы, боксерские перчатки и даже «карманные ружья» (пистолеты с приставным проволочным прикладом) и патроны к ним.

На рубеже XIX и XX веков в рождественский шоппинговый ритуал американцев вошли праздничные распродажи, удлиненное время работы магазинов в горячий праздничный сезон. Ассортимент товаров, подходящих под определение «подарка», расширялся с каждым годом. Женские трусики всего за 15 центов вместо обычных 25. Куклы за 25 вместо 30-35. Фланелевые юбки, дождевики, варежки, полотенца, ковры, сладости, кресла-качалки.

А как же Санта-Клаус? А как же дети? Дети писали Санта Клаусу письма, а газеты заполняли этими письмами свои страницы. Посмотрим, о чем просили детишки, которые хорошо себя вели весь год. Газета The Buffalo Times, 19 декабря 1900 года.

Джозеф Ларрери:

Пожалуйста, пришли мне сундучок с сюрпризом, лошадку-качалку и пожарную машину».

Дэвид Ларрери:

Пожалуйста, пришли мне грузовое судно, пожарную машину и поезд с вагонами. И большой пакет конфет».

Ирэн Грассер:

Пожалуйста, принеси мне куклу, набор посуды, столик, два стулика и куклу. Последнее по счету, но не по значению — елку».

Милли Гальбо:

Я бедная маленькая девочка. Моя мама больна, а папа умер. Я хочу, чтобы ты принес мне платье и чулки, чепчик, варежки, орехов и конфет».

Рекламировались и высокотехнологичные товары. Например, телефонный аппарат с длинным проводом — лучший подарок для отца семейства.

А вот на первый взгляд ничем не примечательное объявление в газете Greensboro Daily News от 19 декабря 1916 года. Всего несколько строчек в разделе «Требуется». «Требуется мужчина на роль Санта-Клауса. Обращаться в утреннее время».

Казалось бы, ну и что такого? Если бы не подпись работодателя. Coca-Cola Bottling Co. В Гринсборо, штат Северная Каролина, в 1902 году был построен первый завод по разливу кока-колы в бутылки. Пройдет не так уж много времени, и компания Coca-Cola займется ползучей приватизацией Санта-Клауса.

Потом были бурные двадцатые, закончившиеся Великой депрессией. И хотя крах биржи состоялся 24 октября 1929 года, рекламные объявления, похоже, были оплачены до конца декабря. Лос-анджелесская газета Evening Express 14 декабря называла идеальным подарком для сына курс обучения летному мастерству. В другом объявлении в том же номере газеты «лучшим из всех рождественских подарков» был назван собственный дом.

Но жизнь продолжалась и после краха. В 1931 году реклама в газете The Boston Globe убеждала родителей покупать детям на Рождество игрушки. Мальчику — пожарную машину, девочке — коляску для кукол. И то, и другое — по $5,95.

Санта продолжал трудиться помощником маркетологов. Не только у Coca-Cola. Во время войны он призывал: «Патриотично быть практичным». Что в переводе на общечеловеческий язык значило — цены снижены.

Санта призывал покупать не только конфеты и колечки с бриллиантом, но и облигации военного займа. Впереди у него было еще много лет декабрьских распродаж.

Авторы:
Лев Синичкин
Поделиться
Мы в соцсетях
Еженедельные рассылки ADPASS

Читайте также:

​Пабы — одна из древнейших английских традиций, уходящая корнями во времена Римской империи. Названиям многих чисто английских пивных заведений уже сотни лет. Хотя чужакам названия вроде «Голова турка» или «Три подковы» могут показаться случайным набором слов, на самом деле имена большинства пабов отражают вехи истории Великобритании, а также английской истории наружной рекламы и нейминга.
История рекламы Рождественская реклама

Соединенные Санты Америки

Cто лет американской рождественской рекламы
История рекламы НЭП Газеты

Реклама – двигатель нэпа

От военного коммунизма к Новой экономической политике
История рекламы

«Известия» в «Ведомостях»

Какой была первая российская газетная реклама