08.08.2022, 13:19

«Сбер» пошел на поправки

Предлагаемые изменения в закон «О рекламе» продолжают собирать отрицательные отзывы. В ряды противников поправок вступили «Сбер», АНО «Цифровая экономика», фонд «Сколково» и Российская гильдия риэлторов. Организации направили письма в Госдуму и правительство. По мнению участников рынка, принятие законопроекта в текущей редакции может существенно ухудшить финансовое положение индивидуальных предпринимателей, самозанятых, для которых взаимодействие с сервисами размещения объявлении является основой, а в некоторых случаях единственным инструментом работы и оказания услуг потребителям.

Против принятого 15 июля Госдумой в первом чтении законопроекта, разработанного депутатом-единороссом Артемом Кирьяновым и предполагающего создание единого оператора на рынке цифровой наружной рекламы и классифайдов выступили: Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Правительства Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, «Опора России», РСПП, НАВК, ведущие российские классифайды: автомобильный классифайд Drom.ru, универсальная доска объявлений Avito.ru, портал объявлений о недвижимости Domclick.ru, «Яндекс», «Сбер», АНО «Цифровая экономика», фонд «Сколково», Российская гильдия риэлторов. На портале Change.org подписи под петицией «Поддержка команды Авито ИТ-сообществом России» поставили уже более 13000 человек. В Госдуме было проведено два круглых стола, посвященных предлагаемым поправкам. Их участники высказались против изменений в закон, создающего монополию сразу в двух отраслях экономики.

В письме, направленном АНО «Цифровая платформа» председателю Госдумы Вячеславу Володину 5 августа говорится, что создание единого оператора цифровых рекламных конструкций выходит за рамки предмета правового регулирования закона «О рекламе» и создает риски монополии и распространения недостоверной информации в интернете с нарушением законодательства, сообщают «Ведомости». В АНО подтвердили подлинность письма.

Автономная некоммерческая организация «Цифровая экономика». Организация создана в 2018 году в целях предоставления услуг в сфере развития цифровой экономики в Российской Федерации, в том числе путем поддержки общественно значимых проектов и инициатив в указанной сфере, а также координации взаимодействия между бизнес-сообществом в сфере цифровой экономики, научно-образовательными организациями, иными сообществами и органами государственной власти.

Учредители организации: Правительство России, «Билайн», VK, РЖД, МТС, Ozon, Rambler и другие.

В состав наблюдательного совета организации входят: Чернышенко Дмитрий Николаевич, заместитель председателя правительства, Решетников Максим Геннадьевич, министр экономического развития, Шадаев Максут Игоревич, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций и другие.

Руководство АНО осуществляет Дмитрий Тер-Степанов — врио генерального директора, заместитель генерального директора, директор направления «Эффективное регулирование» АНО «Цифровая экономика».

Письма с аналогичной позицией также направили «Яндекс», «Сбер», фонд «Сколково» и «Авито».

Деятельность физических лиц по продаже или покупке товаров, работ и услуг в личных и бытовых целях, а также по поиску контрагентов сейчас осуществляется в соответствии с Конституцией и положениями Гражданского кодекса. Таким образом они не попадают под действие закона «О рекламе». В случае принятия предлагаемых поправок он будет регулировать и эти сферы, говорится в письме АНО.

По словам источника издания, 2 августа в АНО прошло заседание, на котором присутствовали представители крупнейших российских интернет-компаний и сервисов. Также на обсуждение был приглашен инициатор законопроекта депутат Артем Кирьянов, но он не пришел.

Свои письма с критикой поправок направили «Авито» и «Сбер». Классифайд направил письмо в АНО «Цифровая платформа», «Сбер» — в аппарат правительства.

В письме «Сбера» говорится, что законопроект создает необоснованные преференции для бизнеса единого оператора, не несет дополнительной пользы для государства и граждан. «С учетом изложенного законопроект не поддерживается банком», — резюмируется в письме. В банке письмо не прокомментировали.

Также в АНО письмо с просьбой об обсуждении законопроекта направил «Яндекс».

В письме подчеркивается, что предлагаемое регулирование классифайдов избыточно. «Подобные инициативы важно обсуждать со всеми игроками IT-рынка и учитывать баланс интересов всех сторон. Мы готовы присоединиться к обсуждению и надеемся на конструктивный и открытый диалог», — подытожил свою позицию «Яндекс».

По запросу АНО свое заключение по законопроекту подготовил фонд «Сколково». Направление этого заключения подтвердил изданию вице-президент по развитию и планированию фонда «Сколково» Сергей Израилит.

В письме «Авито» Володину утверждается, что принятие законопроекта в его текущей редакции приведет к прекращению деятельности классифайдов. «Принятие поправок и запрет классифайдов будет означать, что, во-первых, будут наказаны добросовестные компании, которые всегда соблюдали законодательство, — поясняет гендиректор „Авито“ Владимир Правдивый. — Пользователей фактически вытолкнут в серую и опасную зону, которая никак не регулируется: это сторонние мессенджеры, в том числе Telegram, WhatsApp, иностранные соцсети и другие платформы».

Также стало известно, что 4 августа Российская гильдия риэлторов (РГР) направила письмо председателю комитета Госдумы по экономической политике Максиму Топилину. В письме высказываются опасения, что монополизация рынка приведет к негативным последствиям для рядовых участников рынка недвижимости и конечных потребителей риэлторских услуг. «Принятие поправок в ФЗ „О рекламе“ в текущей редакции может существенно ухудшить финансовое положение индивидуальных предпринимателей, самозанятых, работающих на рынке недвижимости, для которых взаимодействие с сервисами размещения объявлении является основой, а в некоторых случаях единственным инструментом работы и оказания услуг потребителям», — разъясняют свои опасения автор письма, президент РГР Ирина Зырянова. По её мнению, действующее законодательство о рекламе уже ограничивает распространение недостоверной информации, а существующие классифайды не могут быть использованы для агитации, влияния на государственную политику и формирование политических взглядов. Резюмируя позицию РГР, её президент просит обратить внимание на рассматриваемый законопроект и привлечь профессиональное сообщество участников рынка недвижимости к открытому обсуждению принятия законопроекта.

Главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян сообщил, что подобные инициативы, когда один из участников рынка получала преференции или часть компаний получала ограничения, уже появлялись в российском законотворчестве. В качестве примера эксперт привел законопроект о значимых сайтах, внесенный в Госдуму в 2019 году депутатом Антоном Горелкиным. Законопроект предполагал ввести ограничение иностранного владения в 20% голосующих акций в компаниях, если ее сервисы относятся к значимым в России. Законопроект вызвал широкий резонанс и был отозван депутатом.

«В таких законопроектах, которые продиктованы финансовыми интересами и только прикрываются национальной безопасностью, обычно мнение рынка и общественное мнение все же имеют значение для прохождения законопроекта. Для правительства подобный проект — это плохой прецедент, который в будущем может развязать руки лоббистам в других отраслях», — считает Казарян.

Поправки к закону «О рекламе», предложенные депутатом-единороссом Артемом Кирьяновым, предполагают создание единого оператора всей цифровой наружной рекламы и всех электронных объявлений физических лиц. Оператор будет осуществлять проверку рекламного контента на соответствие законодательству, сам определит цены на размещение и займется защитой персональных данных пользователей. Оставаясь участником рынка, он будет заключать контракты на установку своих рекламных конструкций сроком на 30 лет без торгов и получит право на трансляцию своей рекламы на экранах городского и муниципального транспорта на этот же срок.

Законопроект принят Государственной думой в первом чтении. Готовятся отзывы профильных ведомств, которые собирает Федеральная антимонопольная служба.

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
Вчера
Редакция ADPASS
18.04.2024
Редакция ADPASS
18.04.2024
Редакция ADPASS
15.04.2024
Журналистам покинуть поиск: в США Google снова не хочет платить медиакомпаниям за контент

В минувшую пятницу 12 апреля гиперссылки на новостные сайты исчезли из поисковой выдачи Google у некоторых жителей штата Калифорния. Таким способом технологический гигант пригрозил законодателям штата, которые рассматривают закон, обязывающий Google платить медиакомпаниям за ссылки на контент. Местные депутаты хотят обложить интернет-платформы ежеквартальной «платой за использование» материалов, созданных журналистами. Аналогичную инициативу рассматривают в США и на федеральном уровне. Похожие законы уже приняты в Австралии и Канаде, а в Бразилии, Индонезии и Швейцарии находятся в стадии обсуждения. В случае их принятия размер возможных компенсаций для Meta* оценивается в $1,9 млрд в год, а для Google – $10-12 млрд.

Как создать полезный гид
для предпринимателей?