Логисты выпадают из цепочки интернет-торговли

Российские интернет-магазины отказываются от услуг логистических операторов и развивают собственные системы доставки. Из-за этого закрываются небольшие курьерские службы. Это приводит к снижению предложения доставки для магазинов и росту цен на товары.

Агентство маркетинговых исследований Data Insight представило исследование «Последняя миля для интернет-торговли», в котором проанализировало ситуацию на рынке логистики для e-commerce за первые три квартала 2022 года.

На рынке логистики происходит консолидация: маленькие курьерские службы закрываются, логистические стартапы замораживаются. Одновременно снижается и объем бизнеса у крупных игроков логистического рынка, которые занимались доставкой товаров международных брендов, ушедших из России, говорится в исследовании, с которым ознакомились «Ведомости».

Большинство интернет-магазинов самостоятельно доставляли товары и раньше. За последние три года собственной логистикой пользовались 74% онлайн-ритейлеров. В этом году их количество увеличилось на 12%. В Data Insight подсчитали, что основной рост в этом сегменте пришелся на маркетплейсы Ozon и Wildberries. Доля двух крупнейших российских онлайн-маркетов в III квартале 2022 года составила 75%, против 62% в 2021 году.

В прошлом году количество отправлений интернет-магазинов постоянно росло. За весь 2021 год логисты и курьерские службы интернет-магазинов доставили 1,58 трлн посылок. Рост по отношению к 2020 году составил 79%. В этом году эта тенденция сохранилась, но динамика снизилась. За первый квартал 2022 года количество отправлений выросло на 83%, а по итогам второго и третьего кварталов всего на 53%. В общей сложности интернет-магазины отправили за первые три квартала этого года 1,7 трлн посылок.

Комментируя ситуацию, руководитель сервиса срочной доставки из розничных и онлайн-магазинов «Почты России» Леонид Зондберг сообщил, что маркетплейсы активно продвигают модель FBO (Fulfilment by Operator), при которой они не только служат «витриной», а занимаются хранением, обработкой и доставкой заказов. По мнению Зондберга, это ограничивает рост доли доставки логистических компаний.

В Data Insight полагают, что доля рынка логистических услуг для интернет-продавцов в 2022 году сократится на 10%. По мнению исследователей, это вызвано ускоренным переходом продавцов на маркетплейсы. Что в свою очередь приведет к повышению стоимости доставки, так как логисты будут вынуждены поднять цены и сократить предложение, чтобы остаться прибыльными.

На развитие рынка доставки отрицательно влияет сокращение инвестиций, говорится в исследовании. Недостаток заинтересованных инвесторов приводит к тому, что развитие экспериментальных и рискованных направлений в логистике остановился. Например, закрылся сервис Ozon Rocket, подразделение маркетплейса, которое занималось доставкой товаров сторонних интернет-магазинов. Ежедневно это подразделение онлайн-ритейлера отправляло около 30 тыс. заказов, сообщил директора по развитию партнерских логистических программ Ozon Дениса Дьяченко. По его словам, это «несравнимо мало» по сравнению с объемом заказов от магазинов, торгующих непосредственно на маркетплейсе.

Со стороны маркетплейсов и крупных интернет-магазинов увеличился спрос на аутсорсинг неудобной логистики — рискованных направлений, сообщают в Data Insight.

Руководитель развития доставки «Авито» Евгений Шапиро отмечает, что когда бизнес масштабируется в географии и своя доставка становится сложнее и дороже, игроки начинают диверсифицировать логистические потоки с внешними службами доставки.

Директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин полагает, что тарифы на доставку заказов от внешних служб растут из-за увеличения стоимости запчастей для техники, ее ремонта и дефицита курьеров. «Магазинам все чаще удобнее и дешевле осуществлять доставку самостоятельно, особенно на фоне нерегулярного потока заказов», — резюмирует он.

Оценивая перспективы логистических компаний, Гришунин сообщил, что масштаб их работы в дальнейшем поможет им нарастить долю рынка доставки из интернет-магазинов и даже потеснить их в этом. «Стоимость доставки магазинами будет возрастать, так что со временем они начнут проигрывать конкуренцию специализированным транспортным компаниям», — прогнозирует Гришунин.

Представитель Wildberries отметил, что с 2020 года стоимость доставки возросла примерно на 50%. По его словам, это произошло из-за роста стоимости всех ее компонентов, начиная от складского оборудования и коммерческого транспорта и заканчивая материалами для строительства новых логистических объектов.

По оценкам НРА, себестоимость услуг доставки в 2022 году выросла в среднем на 15-20%. При этом удорожание логистики для клиента не превысило 3-5%.

Авторы:
Артемий Шохор
Поделиться
Мы в соцсетях
Еженедельные рассылки ADPASS

Читайте также:

FMCG Бренды Ритейл Алкоголь СТМ

Водка «Каждый день» вдохновила ритейлеров

Примеру знаменитого ашановского алкоголя следуют все
BeReal и TikTok в AppStore обошел юный конкурент, Warner Bros. Home Entertainment опередила других мейджоров с NFT-фильмом, а Zara взялась чинить вещи англичан.