Как правильно ставить задачи: правила, методики и рекомендации. Часть 1
Умная, ясная и быстрая задачи: SMART, CLEAR, FAST
Существует множество методов постановки задач. Они помогают разложить задачу по полочкам и сделать цель доступной и понятной для исполнителя. Самый известный метод — SMART. Аббревиатура образована от пяти слов-характеристик, которыми должна обладать грамотно поставленная задача:
-
Specific — конкретная;
-
Measurable — измеримая;
-
Achievable — достижимая;
-
Relevant — значимая;
-
Time bound — ограниченная по времени.
Например, вы ставите задачу отделу продаж: повысить конверсию в продажи.
А теперь та же задача, поставленная по методу SMART: повысить конверсию в продажи к 18.06.2023 на 15% по сравнению с прошлым периодом. Использовать специальное ограниченное предложение: скидка постоянным клиентам. При выполнении цели выпишем премию ответственным.
Задача описывает методы и цель, что делает ее конкретной. Она измерима за счет четкого процентного показателя. Достижима, так как предлагается использование инструмента: специального предложения. Значима для отдела и компании, ограничена дедлайном. Предусматривает вопросы исполнителя и поможет достичь результата.
Метод CLEAR
Эту методику разработал Адам Кри — бизнес-тренер и гребец из Канады. CLEAR стала альтернативой модели SMART. Ее принципиальное отличие в том, что CLEAR позволит ставить гибкие задачи, которые легко менять при необходимости. CLEAR больше подходит для регулярных задач и командной работы — когда задействованы несколько сотрудников. Это отражено в расшифровке методики:
-
Collaborative — командная;
-
Limited — ограниченная;
-
Emotional — эмоциональная;
-
Appreciable — разделенная на подзадачи;
-
Refinable — гибкая.
Рассмотрим принципы методики CLEAR детальнее:
-
Командная задача выполняется в сотрудничестве, обращается к опыту разных отделов компании и способствует их коллаборации.
-
Ограничения должны быть, например, на сроки, масштаб или бюджет. Ограничения конкретизируют цели и делают задачу более достижимой.
-
Эмоциональный аспект важен, особенно в командной работе. Впечатления влияют на поход сотрудника к выполнению задачи. В CLEAR значительная часть успеха зависит от того, как «зарядить» команду, задействовать их энергию и энтузиазм.
-
Разделение больших задач на более мелкие и легкие помогут команде отследить движение к цели.
Гибкость задач особенно необходима для долгосрочных задач. Необходимо подстраиваться под изменения рынка или целей компании.
Метод FAST
Методика за авторством Массачусетского технологического института. Она также ориентирована на командную работу и энтузиазм исполнителей. FAST помогает фокусироваться на выполнении особенно важных задач. FAST предполагает следующие критерии:
-
Frequently discussed — часто обсуждаемая;
-
Ambitious — амбициозная;
-
Specific — конкретная;
-
Transparent — прозрачная.
Подробнее рассмотрим принципы метода FAST:
-
Часто обсуждаемая. Задача постоянно должна быть на обсуждении — ее можно внедрить в планерки и совещания. Такое внимание обеспечит прогресс, позволит скорректировать задачу и поможет уложиться в дедлайны.
-
Амбициозная. Методика FAST подразумевает что цели могут быть трудными, но достижимыми. Амбициозная задача подтолкнет сотрудника к смелым решениям и новым идеям.
-
Конкретная. Конкретика дает понимание ожидаемого результата и помогает найти инструменты для выполнения задачи.
-
Прозрачная. Задача и этапы выполнения должны быть доступны всей команде. Это мотивирует сотрудников и способствует погружению в командную работу.
В следующей статье мы поговорим о правилах постановки задач.
Лучшее в блогах
Вам понравится
В программатик-рекламе AI всегда был основополагающим звеном, однако по мере развития технологий алгоритмический подход машинного обучения, основанный на данных, со временем стал базовым инструментом, вместе с ним рекламные стратегии стали более доступными и понятными, что в конечном итоге привело к повышению эффективности при работе с рекламными платформами. В чем же разница между искусственным интеллектом (AI) и машинным обучением (ML)? Хотя эти термины могут использоваться как взаимозаменяемые, они не являются синонимами. Давайте вместе разложим все по полочкам!