27.05.2022, 12:54

Google преследуют от тайги до британских морей

Вчера британская антимонопольная служба начала расследование деятельности Google на рекламном рынке. В Управлении по защите конкуренции и рынкам Великобритании (CMA) подозревают, что Google намеренно отдает предпочтение собственным рекламным сервисам и вставляет палки в колеса конкурентам. Но это не все неприятности компании: с ее российской дочерней структуры полностью взыскали назначенный в декабре оборотный штраф 7,2 млрд рублей и арестовали еще полмиллиарда по иску телеканала «Звезда».

Британия против Google

Пользуясь доминирующим положением на рекламном рынке, Google незаконно отдает предпочтение собственным сервисам, одновременно предпринимая шаги для исключения альтернативных решений, предлагаемых конкурентами, подозревают в CMA. Об этом сообщает Bloomberg. Андреа Косчелли, главный исполнительный директор Управления по защите конкуренции Великобритании, уверен, что ослабление конкуренции на рекламном рынке может привести к сокращению доходов от рекламы издателей. По мнению Косчелли, в условиях монополии рекламодатели окажутся перед выбором: пойти на компромисс в вопросах качества контента, чтобы сократить расходы, или оставить свой контент платным.

В Google претензии считают необоснованными. Представители компании акцентируют внимание на том, что рекламные инструменты Google и конкурентов позволяют бизнесу любого размера эффективно привлекать клиентов, а издатели при использовании сервисов компании получают большую часть доходов.

Это уже не первый случай, когда технологических гигантов подозревают в недобросовестной конкуренции. Так, в 2017-м европейские регуляторы оштрафовали Google на €2,4 млрд за злоупотребление своим положением на рынке поисковых систем с целью дать собственному сервису Google Shopping преимущество перед другими ритейлерами. Впервые компанию обвинили в искажении результатов поиска еще за два года до этого, однако в тот момент никаких реальных санкций не последовало.

В 2020-м 135 европейских компаний и 30 отраслевых ассоциаций написали открытое письмо в Комиссию ЕС, в котором утверждалось, что спустя три года после решения Google все еще не соблюдает его и, более того, по-прежнему отдает предпочтение другим собственным сервисам.

В марте CMA и Европейская комиссия решили объединить усилия, чтобы выяснить, как на конкуренцию в сфере онлайн-рекламы влияет заключенное несколько лет назад тайное соглашение между Alphabet (материнская компания Google) и Meta*. Соглашение, известное как Jedi Blue («Синий джедай»), представляет собой классическую схему «услуга за услугу». По данным Forbes, в 2018-м Facebook** отказался от разработки собственных сервисов программатик-рекламы (алгоритмические закупки рекламы. — ADPASS) в обмен привилегии в рекламных системах Google: гарантию выигрыша в 90% аукционов вне зависимости от ставок и увеличение зазора времени для ставки (300 миллисекунд вместо стандартных 160).

На этой неделе сенаторы США из обеих партий подготовили законопроект «О конкуренции и прозрачности в цифровой рекламе». Если закон будет принят, компаниям, сумма рекламных транзакций которых превышает $20 млрд, будет запрещено участвовать более чем в одной части экосистемы цифровой рекламы (подробнее — в дайджесте ADPASS).

Россия против Google

Российская дочка Google полностью выплатила оборотный штраф в размере 7,2 млрд рублей, назначенный в декабре за неудаление запрещенной в России информации. Соответствующая запись о задолженности Google пропала из электронной базы данных Федеральной службы судебных приставов (ФССП).

Впрочем, на этом штрафы не закончились. Вчера вечером стало известно, что Арбитражный суд Москвы арестовал еще 500 млн рублей на счетах ООО «Гугл». Сумма была арестована по иску телеканала «Звезда», который добивается восстановления своего канала на YouTube.

Ранее телеканал «Царьград» получил по такому же иску неустойку в размере 1 млрд рублей. В конце апреля суд арестовал имущество и счета российской дочерней структуры Google на полмиллиарда рублей по иску ООО «ГПМ Развлекательное телевидение», принадлежащего холдингу «Газпром-медиа». Youtube-каналы «Царьграда» и принадлежащего ГПМ РТВ телеканала ТНТ были заблокированы. Также за восстановление своих Youtube-аккаунтов с компанией судятся «Телеканал 360» и RT. С учетом иска «Звезды» общая сумма арестованных средств компании по искам российских СМИ выросла до 2,5 млрд рублей.

На прошлой неделе зарегистрированная в России ООО «Гугл» заявила о намерении инициировать процедуру банкротства в связи с невозможностью исполнения денежных обязательств по иску Роскомнадзора. Соответствующее уведомление было опубликовано в федеральном реестре юридически значимых сведений.


* признана экстремистской организацией и запрещена в РФ

** продукт компании Meta признана экстремистской организацией и запрещена в РФ)

Авторы:
Алиса Рейн
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
1 час назад
Редакция ADPASS
15.04.2024
Журналистам покинуть поиск: в США Google снова не хочет платить медиакомпаниям за контент

В минувшую пятницу 12 апреля гиперссылки на новостные сайты исчезли из поисковой выдачи Google у некоторых жителей штата Калифорния. Таким способом технологический гигант пригрозил законодателям штата, которые рассматривают закон, обязывающий Google платить медиакомпаниям за ссылки на контент. Местные депутаты хотят обложить интернет-платформы ежеквартальной «платой за использование» материалов, созданных журналистами. Аналогичную инициативу рассматривают в США и на федеральном уровне. Похожие законы уже приняты в Австралии и Канаде, а в Бразилии, Индонезии и Швейцарии находятся в стадии обсуждения. В случае их принятия размер возможных компенсаций для Meta* оценивается в $1,9 млрд в год, а для Google – $10-12 млрд.

Редакция ADPASS
11.04.2024
Редакция ADPASS
22.03.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?