Черная Meta: чем грозят российским блогерам связи с Instagram и Facebook
Компания Meta*, ранее признанная судом экстремистской организацией, с легкой руки Росфинмониторинга стала еще и террористической. Внесение в черный список госрегулятора означает полный запрет на финансовые переводы в адрес социальных сетей Instagram** и Facebook**, принадлежащих корпорации. По мнению экспертов, нововведение никак не отразится на обычных пользователях социальных платформ, но новые риски могут возникнуть у блогеров.

Meta Platform Inc., владеющая соцсетями Instagram, Facebook и мессенджером WhatsApp, внесена Росфинмониторингом в перечень организаций, причастных к экстремизму и терроризму. Внесение Meta в список основывается на весеннем решении суда, которым компания была признана экстремистской, сообщает «Коммерсант».
21 марта 2022 года Тверской районный суд удовлетворил иск Генпрокуратуры и поручил прекратить в РФ деятельность к тому моменту уже заблокированных Facebook и Instagram. Решение суда никак не затронуло мессенджер WhatsApp, по мнению прокуратуры, сервис для общения не имеет возможности «публичного распространения информации».
Поводом для иска послужило изменение правил соцсетей, разрешающее пользователям из Украины высказываться о насилии в отношении россиян.
Партнер адвокатского бюро ЕМПП Мерген Дораев сказал, что после внесения Meta в перечень структур, причастных к экстремизму и терроризму, все финансовые структуры России обязаны заморозить ее денежные средства и иное имущество, и сообщить об этом Росфинмониторингу. Помимо этого, добавил юрист, у финансовых организаций появляется право отказа такому лицу в заключении договора банковского счета. В случае, если какой-то банк проведет операцию без заморозки, ему будет грозить административная ответственность и даже отзыв лицензии.
По мнению управляющего партнера Pen & Paper Алексея Добрынина, включение Meta в перечень Росфинмониторинга каких-либо обязательств на рядовых пользователей Instagram и Facebook не налагает. «Использование этих продуктов возможно для личных целей, не связанных с экстремистской либо террористической деятельностью», — подчеркивает эксперт.
Представители Генпрокуратуры также говорили, что использование Facebook и Instagram «не в целях экстремизма» не должно рассматриваться как незаконное действие.
Алексей Добрынин обратил внимание на то, что логотипы Meta, Instagram и Facebook по-прежнему запрещено использовать. «Если у владельца сайта в контактах будут ссылки на Facebook или Instagram с логотипами этих соцсетей или логотипом Meta, его могут привлечь за демонстрацию экстремистской символики (ст. 20.3 КоАП РФ — штраф или арест до 15 суток)», — поясняет свое утверждение юрист.
Руководитель практики по сопровождению IP и IT сделок Semenov & Pevzner Ирина Остапчук добавляет, что риск несут также платежи в адрес Meta и ее дочерних компаний, перечисленных в судебном решении, к примеру, покупка рекламы: «Такие действия могут быть признаны финансированием экстремистской деятельности».
Использование соцсетей как площадки для продвижения, обвалившееся весной, начало восстанавливаться летом. В середине лета в маркетинговых агентствах был отмечен рост спроса на рекламу у Instagram-блогеров. По мнению юристов, агентства фактически не нарушают закон, так как заказывают рекламу напрямую у блогеров, а не через личный кабинет запрещенной в РФ соцсети и не делятся с нею деньгами.
Основатель агентства Digital Church Марк Хлуднев сообщил, что в Instagram уже вернулись некоторые крупные бренды. Сейчас аккаунты ведутся в прежнем режиме, а бренды делают нативную рекламу, рассказывает эксперт и предполагает, что после дополнительных ограничений они опять уйдут в затишье. Но, очевидно, что новый статус бренды не пугает — речь про спонсирование экстремистской деятельности не ведется, поясняет Хлуднев.
Но компании могу полностью отказаться от размещения своей рекламы в блогах при появлении реальных случаев привлечения к ответственности за работу с лидерами мнений, сообщил изданию неназванный источник.
* признана экстремистской организацией и запрещена в РФ
** продукт компании Meta (признана экстремистской организацией и запрещена в РФ)
Лучшее в блогах
Вам понравится
С июня 2025 года Telegram сделал премиум-рекламу доступнее: платформа постепенно снижала минимальные бюджеты, а затем и вовсе убрала ограничения. Теперь премиум-формат* может запустить любой рекламодатель через GetCourse Ads.
В сентябре-октябре 2025 года объем рекламы в Instagram* сократился до 15,7 млн рублей — в 64 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Ограничения, вступившие в силу 1 сентября, привели к перераспределению бюджетов в пользу YouTube, Telegram и VK. Крупный бизнес полностью ушел с запрещенной площадки, а малый — перешел к серым схемам продвижения, говорят участники рынка и жалуются на стагнацию в инфлюенс-маркетинге. Между тем, по данным Ассоциации развития интернет-рекламы (АРИР), этот сегмент в 2025 году может вырасти на 17%.
Работать с сетью парков развлечений — это как управлять целым парком аттракционов в рекламном кабинете. Каждое направление — своя горка, каждая акция — новая петля. Мы три года держали этот ритм, выстраивая систему, которая приносила заявки, подписчиков и главное — стабильный поток клиентов.
Неделя рекламы
Энциклопедия обмана