Австралийский рекламный регулятор Ad Standards в конце года традиционно публикует антирейтинг рекламы, на которую поступило больше всего жалоб. В 2025 году самым раздражающим оказался рекламный ролик электромобиля Kia с участием зомби.
C 10 декабря десяти крупнейшим социальным платформам (Facebook*, Instagram*, Snapchat, Threads, TikTok, Twitch, X, YouTube, Kick и Reddit) в Австралии запрещено открывать аккаунты детям, которым не исполнилось 16 лет, а также сохранять уже имеющиеся аккаунты. За нарушение закона технологическим компаниям грозят штрафы в размере до 49,5 млн австралийских долларов ($33 млн).
Представители социальных платформ высказывались с осуждением закона, но собираются выполнять его требования. Сервис микроблогов и соцсеть Bluesky объявила, что также отключит аккаунты несовершеннолетних австралийцев, хотя власти страны этого от нее не требовали. Под запрет пока не попали такие популярные платформы и приложения как Roblox, Pinterest и WhatsApp, но в дальнейшем список запрещенных платформ может быть пересмотрен.
В ноябре 2024 года премьер-министр Австралии Энтони Албаниз так объяснял необходимость принятия закона о запрете соцсетей несовершеннолетним: «Слишком часто социальные сети вовсе не являются социальными. И мы все это знаем. Правда в том, что они причиняют вред нашим детям». По словам Албаниза, соцсети стали «орудием для буллинга, платформой для давления со стороны сверстников, источником тревоги, инструментом мошенников и, что хуже всего, инструментом онлайн-хищников».
Австралийских несовершеннолетних, которые пытаются воспользоваться запрещенными соцсетями, теперь предупреждают о том, что это нарушение закона.
10 декабря премьер-министр Энтони Албаниз провел пресс-конференцию, посвященную новому закону. Он гордо заявил, что Австралия — впереди планеты всей, реформа законодательства изменит жизни австралийцев, Австралия «отберет контроль» над соцсетями у компаний, которые ими владеют. «Это глубокая реформа, отголоски которой будут чувствоваться во всем мире в ближайшие месяцы. Разница будет колоссальной», — заявил он.
Министр связи и спорта Австралии Аника Уэллс предупредила детей страны, что даже если им удалось каким-то путем обойти запрет сегодня, это не означает, что им удастся избежать его через неделю или через месяц.
Это австралийская чиновница прославилась после скандала, связанного с щедрым расходованием средств налогоплательщиков на личные нужды. Так, чтобы представить проект закона о запрете соцсетей несовершеннолетним в ООН, ей и сопровождающим ее лицам были куплены авиабилеты на общую сумму $100 тыс. Вместе с членами семьи министр летает на финалы чемпионата Австралии по австралийскому футболу, теннисные матчи Australia Open, концерты, горнолыжные курорты. Однажды она заплатила за простой такси, ожидавшего ее после мероприятия в течение семи часов, $1000. Только за последний квартал авиаперелеты ее семьи обошлись государству в $600 тыс.. На вопрос журналиста о том, не следует ли ей выйти в отставку, пока идет расследование ее трат, Аника Уэллс ответила, что это «абсолютно» исключено, так как она координирует «самый передовой в мире» запрет на соцсети.
Координатор австралийского закона о запрете соцсетей несовершеннолетним, любитель дорогостоящих поездок за счет налогоплательщиков, министр связи и спорта Австралии Аника Уэллс.
Закон о запрете соцсетей несовершеннолетним пользуется в австралийском обществе мощной поддержкой. Проведенный в 2024 году опрос YouGov показал, что его одобряют 77% взрослых австралийцев.
Комиссар Австралии по цифровой безопасности (eSafety Commisioner) Джули Инман Грант назвала новый закон «первой костяшкой домино», которая должна инициировать реакцию по всему миру.
Министр Аника Уэллс утверждает, что Европейская комиссия, Франция, Дания, Греция, Румыния и Новая Зеландия проявляют интерес к установлению минимального возраста для использования социальных сетей.
Пресс-секретарь правительства Великобритании сообщал агентству Reuters о «внимательном изучении подхода Австралии к возрастным ограничениям».
В Норвегии разрабатывается законопроект о запрете доступа в соцсети детям до 15 лет.
В Малайзии запрет по австралийскому образцу (до 16 лет) может войти в силу в 2026 году. О планах аналогичного запрета заявляли в январе 2025 года власти Индонезии. В октябре 2025 года стало известно о том, что власти Папуа — Новой Гвинеи ведут переговоры с социальными платформами на эту же тему.
Восемь штатов США (Арканзас, Калифорния, Флорида, Джорджия, Луизиана, Миссисипи, Огайо и Теннесси) ввели в действие на уровне штата запреты на открытие аккаунтов в соцсетях несовершеннолетнием (законы отличаются друг от друга возрастом, до которого действуют ограничения, и наличием или отсутствием возможности открывать аккаунт с разрешения родителей или законных представителей). Всего в 2025 году 30 законопроектов на эту тему рассматривали законодатели в 18 штатах.
Депутат Госдумы Бийсултан Хамзаев.
В России дискуссии на эту тему ведутся уже давно. В далеком 2017 году глава Роскомнадзора Александр Жаров считал невозможным запрет на регистрацию детей в соцсетях. В декабре 2025 года депутат Госдумы Бийсултан Хамзаев предложил перенять австралийский опыт, запретив российским детям до 16 лет пользоваться социальными сетями. Как сообщает Telegram-канал «Осторожно, новости», Бийсултан Хамзаев заявил следующее: «Ряд стран сегодня пошел по принципу запрета для детей, значит, младше 16 лет, чтобы у них вообще были аккаунты социальных сетей. Я считаю, что это нормально. Запретить полностью и ответственность социальных компаний. Всех тех, кто сегодня эти возможности выделяет. 13-летний ребенок спокойно себе регистрирует аккаунт и заходит в любую, не то чтобы мессенджер, а в любую, значит, социальную сеть. А там и порнография, там и наркотики. Никто, ни сегодня, никакие фильтры для ребенка».
Не все юные австралийцы с восторгом восприняли правительственные инициативы. Двое подростков — 15-летние Ноа Джонс и Мэйси Нейланд — при поддержке правозащитников из организации Digital Freedom Project направили в конце ноября в Высший суд Австралии иск. Они требуют признать закон о запрете доступа несовершеннолетних к соцсетям нарушением их права на свободное общение.
Истцы утверждают, что закон неправомерно лишает 2,6 миллиона молодых австралийцев права на свободу политической коммуникации, закрепленного в конституции Австралии.
Иск может быть рассмотрен в феврале 2026 года.
* продукт компании Meta (признана экстремистской организацией и запрещена в РФ)
Австралийский рекламный регулятор Ad Standards в конце года традиционно публикует антирейтинг рекламы, на которую поступило больше всего жалоб. В 2025 году самым раздражающим оказался рекламный ролик электромобиля Kia с участием зомби.
Тысячи пользователей TikTok атаковали Honda в комментариях: они требовали справедливости для девушки, которой компания якобы пообещала заменить сломавшуюся машину, после чего перестала отвечать на сообщения. Проблема в том, что история была шуткой. Тренд «бренд меня игнорит» (ghosted by a brand) захлестнул платформу после реального случая с Revlon — и теперь компании от Louis Vuitton до Domino's Pizza сталкиваются с волной сатирических обвинений, которые аудитория «пострадавших» принимает за чистую монету. Разбираемся, как работает новый тренд, и как брендам вести себя в таких ситуациях.
В сентябре-октябре 2025 года объем рекламы в Instagram* сократился до 15,7 млн рублей — в 64 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Ограничения, вступившие в силу 1 сентября, привели к перераспределению бюджетов в пользу YouTube, Telegram и VK. Крупный бизнес полностью ушел с запрещенной площадки, а малый — перешел к серым схемам продвижения, говорят участники рынка и жалуются на стагнацию в инфлюенс-маркетинге. Между тем, по данным Ассоциации развития интернет-рекламы (АРИР), этот сегмент в 2025 году может вырасти на 17%.
YouTube — самая популярная в США социальная платформа, согласно опросу Pew Research Center. Так было и в России еще год назад, но в декабре 2024 года видеохостинг по месячному охвату впервые обошла местная соцсеть «ВКонтакте». Кроме пессимизируемого российскими властями YouTube россиян и американцев связывает любовь к непонятно теперь чьему и в каких долях TikTok. В остальном соцмедиа-интересы жителей двух стран почти не пересекаются.