YouTube в России не меньше, чем YouTube: какими соцплатформами предпочитают пользоваться американцы и россияне
YouTube — самая популярная в США социальная платформа, согласно опросу Pew Research Center. Так было и в России еще год назад, но в декабре 2024 года видеохостинг по месячному охвату впервые обошла местная соцсеть «ВКонтакте». Кроме пессимизируемого российскими властями YouTube россиян и американцев связывает любовь к непонятно теперь чьему и в каких долях TikTok. В остальном соцмедиа-интересы жителей двух стран почти не пересекаются.
YouTube — самая популярная социальная платформа в США
Подавляющее большинство взрослых жителей США (84%), опрошенных Pew Research, сообщили, что когда-либо пользовались YouTube. Эти данные были получены в результате опроса 5022 взрослых жителей США, проведенного с 5 февраля по 18 июня 2025 года. Результаты были опубликованы 20 ноября 2025 года.
Большинство американцев (71%) также сообщили, что пользуются соцсетью Facebook*. Ровно половина респондентов (50%) заявила, что пользуется Instagram*.
Всеми остальными социальными платформами пользуются менее 50% американцев. TikTok — 37%. WhatsApp — 32%.
Доля американцев, когда-либо пользовавшихся различными социальными платформами.
Reddit и Snapchat пользовались примерно по четверти опрошенных (соответственно 26% и 25%). X, бывший Twitter — каждый пятый (21%). Threads, Bluesky и трамповской соцсетью Truth Social — соответственно 8%, 4% и 3%.
YouTube оказался самой популярной онлайн-платформой как среди подростков, так и среди взрослых жителей США.
Число пользователей двух самых популярных в США платформ в последние годы относительно стабильно. У других соцмедиа число пользователей постепенно растет. С 2021 года число пользователей TikTok выросло с 21% до 37%, Instagram с 40% до 50%, WhatsApp — с 23% до 32%, Reddit — с 18% до 26%.
Использование соцсетей жителями США разных возрастных групп (65+, 50–64, 30–49, 18–29 лет). В крайней правой колонке разница между самыми молодыми и самыми старыми в процентных пунктах.
Возрастные различия ярко выражены. Если Instagram пользуется 80% тех, кому от 18 до 29 лет, то в категории 65+ эту соцсеть использует лишь 19%. Две трети (63%) 18–29 летних используют TikTok, среди тех, кому за 65 — лишь каждый восьмой (12%). Среди тех, кому до 29 лет, практически все (95%) смотрят YouTube. В самом старшем поколении — лишь двое из трех (64%). WhatsApp пользуется каждый третий молодой (37%) и каждый пятый пожилой (20%).
Единственная соцсеть, которая у самых старых популярнее, чем у самым молодых, — Truth Social. Ей пользуется один из 25 (4%) американцев старше 65 лет и один из ста (1%) 18–29 летних.
«ВКонтакте» — самая популярная социальная платформа в России
Согласно докладу «Аудитория интернета», который представил на НРФ’9 ведущий менеджер cектора поддержки клиентов Mediascope Александр Воронцов, по данным на октябрь 2025 года ежемесячная аудитория интернета в России составляет 105 млн человек (86% населения). Учитывались только те, кто старше 12 лет. Не секрет, что интернетом пользуются и россияне более младшего возраста. В среднем россияне проводят в интернете 4 часа 21 минуту в день.
На долю соцмедиа приходится 51% времени в интернете — 2 часа 44 минуты на одного пользователя. Соцсетями пользуется 85% населения, то есть практически все, кто пользуется интернетом.
Сколько времени проводят россияне на разных социальных площадках.
Самая популярная в России площадка социальных медиа — «ВКонтакте». На ее долю приходится четверть (25%) времени, проводимого россиянами в соцмедиа. Второе место делят Telegram и TikTok (по 22%). На четвертом — YouTube с 15%. Далее с сильным отставанием идут «Одноклассники» и «Дзен» (по 5%). Остаток приходится на другие соцсети.
Разница в потреблении соцмедиа представителями разных возрастных групп в России.
Использование соцмедиа сильно зависит от возраста. У несовершеннолетних (12–17 лет) на первом месте TikTok — на него в этой возрастной категории приходится 43% времени, проводимого в соцмедиа. Далее идет Telegram (27%) и YouTube (17%). В возрастной категории 18–24 года TikTok также популярнее всего — 30%, Telegram пользуется такой же популярностью как у несовершеннолетних (27%). Доля потребления YouTube у 18–24 летних — самая высокая среди всех возрастов — 19%. Начиная с 25 лет на первое место по времени потребления выходит «ВКонтакте». У тех, кому от 25 до 34 лет на нее приходится больше всего времени в соцмедиа — примерно треть. Популярность TikTok и Telegram спадает с возрастом. Сетью «Одноклассники» те, кому не исполнилось 35, пользуются пренебрежимо мало, как и «Дзеном». Главные любители «Одноклассников» — те, кому 65 лет и больше. Но даже в этой возрастной категории они не первые. Популярнее всего в поколении 65+ «Дзен» и «ВКонтакте» (по 17% времени в соцмедиа). У «Одноклассников» 16%, у Telegram и YouTube по 15%.
Популярность мессенджеров в России.
Самый популярным мессенджером в России в октябре 2025 года был WhatsApp*. Им пользовались 78% населения в возрасте старше 12 лет. Стоит отметить, что по сравнению с США WhatsApp в России намного популярнее. Время, которое россияне проводят в WhatsApp, стало снижаться после введенного ограничения звонков в мессенджере.
Второй по популярности мессенджер в России — Telegram (охват — 74% населения). Время, проводимое в Telegram, после запрета звонков, снизилось, но не так выражено как в случае с WhatsApp.
Влияние ограничения звонков через мессенджеры на использование россиянами WhatsApp и Telegram.
Набирает популярность отечественный мессенджер МАХ. В октябре охват населения составлял 39%.
Как россияне относятся к блокировке и ограничениям на работу ряда зарубежных соцсетей и мессенджеров
Согласно опросу ВЦИОМ, результаты которого были опубликованы 10 ноября 2025 года, каждый четвертый житель России (24%) скорее поддерживает ограничение доступа к зарубежным цифровым платформам. Трое из десяти (30%) относятся к этому безразлично. Четверо из десяти (39%) скорее не поддерживают эти меры. Больше всего сторонников ограничений (37%) в поколении застоя (1948–1967 годы рождения), меньше всего (5%) — в поколении цифры (родившиеся не раньше 2001 года).
* продукт компании Meta (признана экстремистской организацией и запрещена в РФ)