14.10.2025, 13:04

Увлечение детей сетями приводит к проблемам с чтением и запоминанием

Дети младшего школьного возраста, которые увеличивают время, проведенное в соцсетях, в раннем подростковом возрасте показывают худшие результаты в тестах на чтение, словарный запас и память по сравнению с теми детьми, которые не пользуются социальными сетями или пользуется ими мало. Таковы результаты научного исследования, опубликованные в международном медицинском научном журнале JAMA: The Journal of the American Medical Association.

Как привычки использования детьми соцсетей менялись со временем

Статья «Траектории использования соцсетей и когнитивные показатели у подростков”», опубликованная в рецензируемом научном журнале Jama, подготовлена группой исследователей из Калифорнийского университета в Сан-Франциско, НИИ SRI International и Техасского университета.

Более ранние исследования, в ходе которых изучалась взаимосвязь между тем, сколько времени дети в возрасте от 9 до 11 лет проводят, пользуясь смартфоном, планшетом или компьютером, и их когнитивными способностями, показали неоднозначные результаты.

Авторы работы подошли к вопросу по-другому. Они отдельно выделили соцсети, использование которых, как правило, подразумевает интерактивные, персонализированные и требующие когнитивных усилий действия. Исследователи изучили взаимосвязь между использованием соцсетей детьми младшего школьного возраста на протяжении двух лет и когнитивными показателями два года спустя. Гипотеза заключалась в том, что более активное использование социальных сетей коррелирует с более низкими когнитивными показателями.

Материалом для анализа стало так называемое ABCD (Adolescent Brain Cognitive Development, «Когнитивное развитие мозга подростка») — крупнейшее долгосрочное исследование развития мозга и здоровья детей в США. Авторы установили три временные точки — исходный уровень (2016–2018 годы, дети 9–10 лет, «1 год спустя» (2017–2019) и «2 года спустя» (2018–2020). Были изучены данные по 6554 подросткам (51,1% — мальчики, 48,9% — девочки).

Было проведено групповое моделирование траекторий, демонстрирующих, как за два года изменилось время, проводимое детьми в соцсетях (в часах в день).

Исследователи выделили три основных паттерна детского поведения. Более половины (57,6%) детей редко пользовались соцсетями или вообще не пользовались. Немногим более трети (36,6%) с возрастом начинали больше времени проводить в соцсетях, но незначительно больше. Дети из третьей группы за два года резко увеличили время, проводимое в соцсетях. В эту группу вошли 5,8% детей.

Как с возрастом менялось время, проводимое детьми в соцсетях. По горизонтали — возраст, по вертикали — время, проводимое в соцсетях (часов в день). Три линии соответствуют трем группам детей в зависимости от паттернов их поведения, в скобках указано, какой процент подростков попадает в данную группу. Верхняя линия — сильное увеличение времени, которое ребенок проводит в соцсетях, с возрастом. Средняя линия — незначительное увеличение времени, которое ребенок проводит в соцсетях, с возрастом. Нижняя линия — ребенок не пользуется или редко пользуется соцсетями.

Как привычки использования детьми соцсетей влияют на их конгитивные способности

На следующем этапе исследования были определены когнитивные показатели подростков — см. рисунок. Показатели определялись с с помощью набора инструментов для когнитивных функций Национального института здравоохранения (NIH). Это пять тестов. 1)Фланговый тест Эриксена позволяет оценить внимание и способность игнорировать помехи (участник должен выбрать один из ряда стимулов, например, букв, игнорируя соседние, которые могут мешать). 2) Тест на восприятие уровня прочитанного вслух; 3) Тест зрительной памяти на последовательность показанных картинок; 4) Текст на скорость сравнения показанных картинок; 5) Тест на словарный запас с помощью поиска слов на картинке. По результатам тестирования высчитывался общий композитный балл.

Взаимосвязь между паттернами использования соцсетей и когнитивными показателями детей 9–13 лет. Три вертикальные колонки соответствуют трем группам, выделенным в соответствии с паттернами поведения (слева направо): редко пользующиеся или не пользующиеся соцсетями; незначительно увеличившие время, проводимое в соцсетях, с возрастом; значительно увеличившие время, проводимое в соцсетях, с возрастом. По горизонтали указаны названия пяти тестов и общий композитный балл, а также показатели тестируемых (сверху вниз): баллы, скорректированное среднее, разница со скорректированным средним.

Даже не будучи специалистом, глядя на цифры в таблице, можно увидеть, что между увлечением соцсетями и когнитивными способностями видна обратная взаимосвязь. Самые высокие баллы во всех тестах показали дети, не особо интересующиеся социальными сетями или вообще живущие без них. Самые низкие показатели памяти, словарного запаса, способности воспринимать услышанное, концентрации внимания — у тех детей, которые, подрастая, все увеличивали и увеличивали «дозу» соцсетей.

P.S. Впрочем, многие родители и учителя о чем-то похожем давно догадывались и без серьезных научных исследований.

Авторы:
Алексей Скворцов
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

GetCourse
26.11.2025
Инсайт Люди
17.11.2025
Редакция ADPASS
13.11.2025
Редакция ADPASS
05.11.2025