С июня 2025 года Telegram сделал премиум-рекламу доступнее: платформа постепенно снижала минимальные бюджеты, а затем и вовсе убрала ограничения. Теперь премиум-формат* может запустить любой рекламодатель через GetCourse Ads.
Статья «Траектории использования соцсетей и когнитивные показатели у подростков”», опубликованная в рецензируемом научном журнале Jama, подготовлена группой исследователей из Калифорнийского университета в Сан-Франциско, НИИ SRI International и Техасского университета.
Более ранние исследования, в ходе которых изучалась взаимосвязь между тем, сколько времени дети в возрасте от 9 до 11 лет проводят, пользуясь смартфоном, планшетом или компьютером, и их когнитивными способностями, показали неоднозначные результаты.
Авторы работы подошли к вопросу по-другому. Они отдельно выделили соцсети, использование которых, как правило, подразумевает интерактивные, персонализированные и требующие когнитивных усилий действия. Исследователи изучили взаимосвязь между использованием соцсетей детьми младшего школьного возраста на протяжении двух лет и когнитивными показателями два года спустя. Гипотеза заключалась в том, что более активное использование социальных сетей коррелирует с более низкими когнитивными показателями.
Материалом для анализа стало так называемое ABCD (Adolescent Brain Cognitive Development, «Когнитивное развитие мозга подростка») — крупнейшее долгосрочное исследование развития мозга и здоровья детей в США. Авторы установили три временные точки — исходный уровень (2016–2018 годы, дети 9–10 лет, «1 год спустя» (2017–2019) и «2 года спустя» (2018–2020). Были изучены данные по 6554 подросткам (51,1% — мальчики, 48,9% — девочки).
Было проведено групповое моделирование траекторий, демонстрирующих, как за два года изменилось время, проводимое детьми в соцсетях (в часах в день).
Исследователи выделили три основных паттерна детского поведения. Более половины (57,6%) детей редко пользовались соцсетями или вообще не пользовались. Немногим более трети (36,6%) с возрастом начинали больше времени проводить в соцсетях, но незначительно больше. Дети из третьей группы за два года резко увеличили время, проводимое в соцсетях. В эту группу вошли 5,8% детей.
Как с возрастом менялось время, проводимое детьми в соцсетях. По горизонтали — возраст, по вертикали — время, проводимое в соцсетях (часов в день). Три линии соответствуют трем группам детей в зависимости от паттернов их поведения, в скобках указано, какой процент подростков попадает в данную группу. Верхняя линия — сильное увеличение времени, которое ребенок проводит в соцсетях, с возрастом. Средняя линия — незначительное увеличение времени, которое ребенок проводит в соцсетях, с возрастом. Нижняя линия — ребенок не пользуется или редко пользуется соцсетями.
На следующем этапе исследования были определены когнитивные показатели подростков — см. рисунок. Показатели определялись с с помощью набора инструментов для когнитивных функций Национального института здравоохранения (NIH). Это пять тестов. 1)Фланговый тест Эриксена позволяет оценить внимание и способность игнорировать помехи (участник должен выбрать один из ряда стимулов, например, букв, игнорируя соседние, которые могут мешать). 2) Тест на восприятие уровня прочитанного вслух; 3) Тест зрительной памяти на последовательность показанных картинок; 4) Текст на скорость сравнения показанных картинок; 5) Тест на словарный запас с помощью поиска слов на картинке. По результатам тестирования высчитывался общий композитный балл.
Взаимосвязь между паттернами использования соцсетей и когнитивными показателями детей 9–13 лет. Три вертикальные колонки соответствуют трем группам, выделенным в соответствии с паттернами поведения (слева направо): редко пользующиеся или не пользующиеся соцсетями; незначительно увеличившие время, проводимое в соцсетях, с возрастом; значительно увеличившие время, проводимое в соцсетях, с возрастом. По горизонтали указаны названия пяти тестов и общий композитный балл, а также показатели тестируемых (сверху вниз): баллы, скорректированное среднее, разница со скорректированным средним.
Даже не будучи специалистом, глядя на цифры в таблице, можно увидеть, что между увлечением соцсетями и когнитивными способностями видна обратная взаимосвязь. Самые высокие баллы во всех тестах показали дети, не особо интересующиеся социальными сетями или вообще живущие без них. Самые низкие показатели памяти, словарного запаса, способности воспринимать услышанное, концентрации внимания — у тех детей, которые, подрастая, все увеличивали и увеличивали «дозу» соцсетей.
P.S. Впрочем, многие родители и учителя о чем-то похожем давно догадывались и без серьезных научных исследований.
Множественный линейный регрессионный анализ позволил оценить связь между траекториями использования социальных сетей и когнитивными показателями два года спустя. Модели были скорректированы с учетом таких переменных как возраст, пол, раса, этническая принадлежность, доход домохозяйства, образование родителей, симптомы дефицита внимания/гиперактивности, симптомы депрессии, соответствующие исходные когнитивные показатели, время использования цифровых устройств без учета соцсетей, место проведения исследования. Результаты были взвешены для приближения к данным переписи населения США.
С июня 2025 года Telegram сделал премиум-рекламу доступнее: платформа постепенно снижала минимальные бюджеты, а затем и вовсе убрала ограничения. Теперь премиум-формат* может запустить любой рекламодатель через GetCourse Ads.
14 ноября в Four Seasons Hotel Moscow состоялась десятая юбилейная премия ОК! Awards «Больше чем звезды». Мероприятие собрало ярких представителей шоу-бизнеса, кино и медиаиндустрии. Номинантами стали резиденты продюсерского центра «Инсайт Люди» (входит в «Газпром-Медиа Холдинг»).
Крупные и средние рекламодатели увеличили бюджеты на разработку креатива в 2024 году, по результатам исследования Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). Больше всего — на 61% — выросли расходы рекламодателей с годовыми бюджетами от 100 до 500 млн рублей. Единственной группой, сократившей креативные бюджеты, стали рекламодатели с расходами на маркетинг ниже 100 млн рублей в год — у них средние затраты упали на 11% год к году. Доля компаний, проводивших платные тендеры в 2024 году, увеличилась за год с 51% до 55%.
Зарплаты специалистов по работе с социальными сетями продолжает расти. В США средний заработок эсэмэмщика превышают $100 тыс. в год, а в крупных компаниях доходит до $160 тыс., подсчитали в Link in Bio. В России похожая динамика: по данным dnative.ru, у 64% специалистов по работе с соцмедиа за последний год доход вырос. Зарплаты в SMM зависят от опыта, уровня должности и размера компании. В крупных агентствах доходы руководителей превышают 3,9 млн рублей в год, тогда как младшие специалисты получают в среднем 0,5–0,8 млн.