Чтобы догнать WhatsApp, мессенджеру Max нужно утроить аудиторию
WhatsApp в августе воспользовались 97 млн россиян. Мессенджер признанной в России экстремистской и запрещенной корпорации Meta по-прежнему остается лидером рынка. С небольшим отрывом за ним следует VK и Telegram. В топ-5 также вошли теряющий популярность интернет-коммуникатор от «Одноклассников» и работающий даже на парковке новичок Max, который в прошлом месяце собрал аудиторию 32,2 млн уникальных пользователей.
Фото Alexander Shatov / Unsplash
По итогам августа 2025 года мессенджер WhatsApp стал лидером по месячному охвату: аудитория сервиса превысила 97 млн уникальных пользователей, что выше прошлогоднего показателя (96,2 млн). На втором месте — VK с результатом 93,5 млн человек против 90,6 млн годом ранее. Третью позицию занял Telegram, увеличивший охват с 86,8 млн до 91 млн пользователей. В пятерку также вошли «Одноклассники», показавшие снижение аудитории на 2,1 млн человек (47,8 млн против 49,9 млн годом ранее), и новый мессенджер Max от VK, набравший в августе 32,2 млн уникальных пользователей, пишет «Коммерсантъ», ознакомившись с исследованием рекламного холдинга Group4Media на основе данных Mediascope об изменении аудитории популярных мессенджеров и соцсетей в РФ.
Среднесуточная аудитория демонстрирует схожие тенденции. В августе у WhatsApp этот показатель вырос на 0,7 млн, до 82,1 млн человек, у «ВКонтакте» — на 1,2 млн, до 55,8 млн. Telegram прибавил сразу 5,5 млн, почти достигнув отметки в 68 млн пользователей в день. У «Одноклассников» ежедневный охват снизился почти на 0,6 млн — до 18,4 млн. Max зафиксировал среднесуточную аудиторию на уровне 7 млн уникальных пользователей.
После блокировки звонков месячная аудитория WhatsApp снизилась
В исследовании не учитывались показатели за два месяца до введения ограничений на звонки в WhatsApp и Telegram. Согласно данным Mediascope, в июле месячная аудитория WhatsApp составила 97,6 млн пользователей, среднесуточная — 82,7 млн. У Telegram показатели были 90,9 млн и 67,8 млн соответственно (на мобильных устройствах и компьютерах). В июне у WhatsApp месячный охват составлял 97,3 млн, среднесуточный — 83,6 млн; у Telegram — 90,8 млн и 68,1 млн. Таким образом, в августе, когда начались блокировки звонков, месячная аудитория WhatsApp немного снизилась, тогда как Telegram продолжил рост. Среднесуточные показатели обоих сервисов и ранее колебались.
Как растет аудитория Max
По данным Mediascope, в первой половине сентября Max продолжил наращивать аудиторию. Как сообщили в пресс-службе мессенджера, среднесуточный показатель с 1 по 16 сентября составил 13,7 млн человек. Пик пришелся на 11 сентября — 16,4 млн пользователей в сутки. Совокупный охват за этот период достиг 34,5 млн человек.
Вместе с тем эксперты отмечают, что по функционалу и наполнению Max пока уступает конкурентам. Директор по трейдингу и медиапартнерствам Group4Media Михаил Елисейкин прогнозирует, что уже в 2026 году среднесуточная аудитория нового сервиса достигнет не менее 20% населения России. Рост показателей WhatsApp, несмотря на замедление работы, объясняется масштабом его использования, считает гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. Директор Института современных медиа Кирилл Танаев напоминает, что «WhatsApp — многолетний лидер рынка. Переписка, семейные и рабочие чаты по-прежнему работают, и люди пользуются тем приложением, к которому привыкли». По его словам, разница между месячным и ежедневным охватом Max указывает на то, что многие пользователи установили приложение, но пока ограниченно применяют его возможности.
Согласно прогнозам гендиректора D-Agency Игоря Демидова, до конца 2025 года месячный охват WhatsApp может прибавить 1–3%, «ВКонтакте» — 3–5%, Telegram — 6–9%, а Max — 15–25%. В то же время аудитория ОК продолжит снижаться: соцсеть может потерять еще около 2% пользователей, часть из которых перейдет в Max. Директор по инсайтам и стратегическим решениям ГК «Игроник» Аида Саидова отмечает, что рост «ВКонтакте» обеспечит развитие экосистемы сервисов и интеграций, а Telegram закрепит статус универсального источника новостей и контента. OK, по ее прогнозу, могут потерять 3–5% аудитории из-за ухода пользователей на более функциональные платформы.
На рекламном рынке, по оценке Игоря Демидова, к концу года бюджеты будут распределяться следующим образом: VK получит 45–50% бюджетов рекламодателей, Telegram — 35–40%, OK — 6–8%, WhatsApp — 5–8% (в формате нативных размещений), Max — 1–3%. Конкуренция в аукционе VK усилится, что приведет к росту стоимости рекламы. Объем инвестиций в Max за этот период может достичь 500–600 млн руб.
На какую аудиторию в Max могут рассчитывать рекламодатели
Отталкиваясь от статистики магазинов приложений на начало сентября, аудитория мессенджера Max может составлять около 28 млн человек: 10 млн загрузок в Google Play и примерно 8 млн установок на iOS. К ним можно прибавить еще 10 млн загрузок в RuStore. Эти данные приблизительно совпадают с аналитикой Group4Media. Дополнительный рост обеспечит перевод школьных и родительских чатов на Max: Москва уже объявила о планах внедрить мессенджер в систему образования. Кроме того, с 1 сентября приложение должно предустанавливаться на все новые мобильные устройства, продающиеся в России. В 2024 году таких устройств было реализовано около 33 млн, что открывает для Max значительный потенциал расширения аудитории.