22.04.2025, 14:27

Ozon снижает позиции товаров без автоакций: что думают селлеры, эксперты и ФАС

Селлеры Ozon недовольны тем, что платформа начала понижать позиции карточек товаров в выдаче пользователям, если продавец отказывается от автоматического принудительного участия в промоакциях. В ответ на претензии представители площадки заявили, что никаких штрафных мер за отказ от участия в автоакциях не предусмотрено, просто акционные товары лучше видны в поисковой выдаче ритейлера. Эксперты назвали практику, когда акционные товары оптимизируются в выдаче, вполне себе рыночной.

Фотография Markus Spiske / Unsplash

Ранее, в феврале 2025 года, Федеральная антимонопольная служба вынесла крупнейшим маркетплейсам предписание, согласно которому площадки обязаны создать добровольный, понятный и предсказуемый порядок включения товаров продавцов в акции, в том числе в автоматизированных. Как установила ФАС, маркетплейсы начали автоматически помещать товары в категорию скидок без предварительного согласования с владельцами магазинов и за их счёт. По мнению представителей службы, такие меры представляют значительный риск для бизнеса продавцов, поскольку лишают их возможности контролировать ценообразование собственных продуктов.

Первоначально компаниям было дано задание исполнить требование до 28 февраля, однако впоследствии по ходатайству самих платформ этот срок был продлен до конца марта. Проверка исполнения требований ФАС продолжается, сообщил «Ведомостям» представитель ведомства, не уточнив были ли найдены нарушения.

Претензии селлеров

Маркетплейс предложил продавцам отказаться от участия в автоакциях Ozon, но внедрение новой системы вызвало ряд проблем и вопросов среди пользователей, свидетельствуют комментарии в профессиональном сообществе.

Один из продавцов рассказал, что ограничение автоматической активации акций возможно двумя способами: через загрузку специального файла формата Excel либо непосредственно на сайте. В файле предусмотрены столбцы для установки минимальной цены, блокировки участия и выбора других условий акций. Но возникает сложность понимания приоритета настроек: неясно, какой именно параметр (минимальная цена или полная блокировка) считается главным и как поведёт себя система, если информация из таблицы Excel противоречит настройкам, сделанным вручную на платформе.

Другой участник обсуждения подчеркнул, что нельзя отключить все товары одним действием, а приходится вручную ставить отметку напротив каждой позиции. Это вызывает дополнительные сложности и увеличивает объем рутинной работы для продавцов.

Ещё один селлер акцентировал внимание на отсутствии уведомления о последствиях отключения автоакций: фактически позиция товаров в поиске Ozon снижается на 10% и более. Что противоречат требованиям ФАС, запрещающим ухудшать условия работы продавцов, решивших отказаться от автоматизированных акций.

Ответы маркетплейсов

Представитель Ozon сообщил изданию, что никаких штрафных мер за решение не участвовать в автоакциях не предусмотрено, однако товары, включенные в такие мероприятия, получат дополнительный бонус продвижения на 10 п. п.. Он подтвердил наличие одинаковых механизмов управления акциями, как через интерфейс сайта, так и через выгружаемый файл Excel, при этом отметив, что, начиная с 3 апреля компания даёт возможность активировать участие в акциях сразу на весь ассортимент продукции или выборочно для конкретных товарных позиций.

Представитель еще одной платформы заявил, что право устанавливать стоимость товаров принадлежит исключительно самим продавцам, а включение товаров в акции осуществляется автоматически лишь тогда, когда продукт соответствует определенным критериям. Товарные позиции, участвующие в акциях, также продвигаются дополнительно благодаря специальному алгоритму повышения видимости («бустингу»). Он сказал, что этот инструмент служит поддерживающим механизмом для продавцов в периоды активных продаж и помогает привлечь дополнительное внимание покупателей к товарам, принимающим участие в скидочных мероприятиях. Он утверждает, что товары, специально исключенные из автоакций, не подвергаются пессимизации в поисковом ранжировании.

Мнения экспертов

Менеджер по продукту аналитического сервиса MPStats Никита Дунаев, обратил внимание на широкое распространение жалоб среди продавцов Ozon независимо от масштаба их деятельности. Он подчёркивает, что хотя формально площадка предлагает выбор относительно участия в программах автоскидок, на практике создается впечатление скрытого принуждения, что идёт вразрез с требованиями ФАС. Вместе с тем специалист считает положительным тот факт, что само наличие выбора участвовать в акциях или нет стало доступным и призывал селлеров осознанно подходить к принятию решений, основываясь на анализе влияния скидок на трафик и рентабельность. Важнейшим аспектом остается открытость алгоритма принятия решений системой: если отмена автоскидок ведет к падению позиции товара в рейтинге, эта зависимость должна четко оговариваться, чтобы избежать ощущения манипуляций.

По мнению директор некоммерческой организации «Цифровизация и новые технологии» Алексея Кожевникова, новый инструмент Ozon требует некоторой адаптации, но является вполне рабочим решением. Тем не менее, он выражает обеспокоенность возможным конфликтом нового механизма с рекомендациями ФАС: «Потеря 10% в выдаче — это значимо для продавца и подталкивает его к участию. А логика ранжирования не должна быть связана с участием в акциях — это рыночный инструмент, зависящий от спроса, цены, качества заполнения карточки товара».

Председатель Федерального общества сетевой торговли Евгения Черницкая подтвердила факт обращений селлеров, ущемленных автоматическими акциями маркетплейсов. Она подчеркнула, что запросы по поводу трудностей заполнения специальных таблиц Excel единичны, и организация совместно с Ассоциацией развития электронной коммерции активно консультирует продавцов по вопросам правильного заполнения документов. Что касается вопроса о пессимизации за отказ от акций, она уверена, что такое поведение оправдано действующими правилами функционирования большинства маркетплейсов: «Безусловно, если селлер принимает решение не участвовать в акции, а его конкурент идет в акцию, то, конечно, будет разница в выдаче товаров. Это один из ключевых алгоритмов всех маркетплейсов».

С мнением Евгении Черницкой согласен сооснователь сервиса аналитики маркетплейсов MarketGuru Максим Гральник. Эксперт считает, что действия Ozon соответствуют нормам законодательства и решениям ФАС. Он поясняет свою позицию следующим образом: «Если один товар продается дешевле другого, логично, что маркетплейс покажет его первым. Это в интересах покупателя, а значит, и самого Ozon. Это честная конкуренция».

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram