Пост, духовность, благотворительность. Рамадан для Саудовской Аравии и ОАЭ — особый месяц
28 февраля начинается священный для мусульман месяц рамадан. В странах, где ислам играет особенно важную роль в жизни, Королевстве Саудовская Аравия и Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), 85% жителей намерены поститься в священном месяце. Большинство жителей увеличат расходы на продукты, предметы первой необходимости и благотворительность. 60% будут больше времени уделять занятиям, связанным с религией и духовностью. Любимыми вечерними занятиями станут прогулки по паркам и шопинг. О том, как меняются привычки жителей Саудовской Аравии и ОАЭ в рамадан рассказывается в исследовании Consumer Insights Ramadan 2025 («Потребительские инсайты. Рамадан 2025»), опубликованном компанией YouGov.
Photo by Rawan Yasser on Unsplash
Как меняются расходы жителей Саудовской Аравии и ОАЭ в рамадан
«Рамадан — время размышлений, единения и значительных изменений в повседневной жизни. Он глубоко влияет на то, как люди тратят свои деньги, распределяют свое время и делают выбор образа жизни». Этими словами начинается подготовленный YouGov отчет о ключевых тенденциях в потребительском поведении (расходы, предпочтения в еде, поведение в соцсетях, благотворительность) в священный месяц.
Изменение разных статей расходов жителей Саудовской Аравии и ОАЭ в рамадан.
Как показал опрос, у большинства (57%) респондентов в рамадан увеличиваются расходы на продукты и предметы первой необходимости. У 39% опрошенных ничего не изменяется. Только 5% участников опроса заявили, что в этот месяц на продукты и предметы первой необходимости тратят меньше, чем в другие месяцы.
Как доля увеличивающих расходы, так и доля уменьшающих расходы по данной статье — самые высокие по сравнению с тем, как изменяются потребительские расходы в рамадан по другим статьям.
Почти половина (48%) опрошенных в рамадан больше обычного тратят денег на подарки и благотворительность. Меньше тратятся на эти цели 11% опрошенных.
Увеличивают трату на еду в заведениях общественного питания и доставку продуктов 37% респондентов, уменьшают — 25%.
Наибольшая стабильность наблюдается в тратах на одежду и аксессуары. В священный месяц ничего не меняется в расходах на эти цели у 53% опрошенных (увеличивают 34%, уменьшают 13%).
Довольно стабильная статья — предметы декора. Ровно для половины респондентов ничего не меняется. Чуть меньше половины (49%) не меняют своих привычек в отношении расходов на медиа и развлечения.
Статья, по которой наблюдается снижение расходов у наибольшего количества респондентов — поездки и транспорт. 27% опрошенных в рамадан тратят на это меньше обычного.
Наименьшая доля тех, кто тратит больше обычного, наблюдается в отношении расходов на электронику и гаджеты — 25%.
Разница между двумя странами заметно выражена в расходах на общепит и доставку. В ОАЭ на эти цели больше обычного тратят в рамадан 41% опрошенных, в Саудовской Аравии — 33%. Расходы на домашнюю обстановку увеличиваются в священный месяц у 37% респондентов из ОАЭ и 30% респондентов из Саудовской Аравии.
В самой затратной статье (продукты питания и предметы первой необходимости) различия не так заметны — расходы растут у 55% жителей ОАЭ и 58% жителей Саудовской Аравии.
Каким занятиям посвящают время жители ОАЭ и Саудовской Аравии в рамадан
Духовные занятия в рамадан стоят на первом месте. Шесть из десяти жителей двух стран (60%) в рамадан больше обычного уделяют времени всему, что связано с религией и духовностью. Лишь 5% поступают противоположным образом. Заметим, что на продукты и предметы первой необходимости тратят меньше денег также 5% опрошенных.
Изменения во времени, которое тратится на различные занятия жителями Саудовской Аравии и ОАЭ в рамадан.
Более половины респондентов (54%) в рамадан больше проводят времени за совместной трапезой с родными и друзьями (меньше — 8%).
46% опрошенных больше обычного тратят времени на шопинг (онлайн и офлайн). 38% опрошенных больше времени тратят на заказ еды с доставкой. 31% респондентов тратят больше времени на развлечения.
26% опрошенных больше времени проводят в путешествиях.
Доля тех, для кого священный месяц никак не отражается на распорядке дня, колеблется от 36% до 46% в зависимости от рода занятий.
Основные отличия между жителями двух стран выглядят так. В Саудовской Аравии на пять процентных пунктов больше тех, кто чаще участвует в совместных трапезах, на пять процентных пунктов больше любителей путешествий и на пять процентных пунктов меньше заказывающих доставку еды.
Планы жителей ОАЭ и Саудовской Аравии на рамадан 2025 года
В священный месяц большое число жителей обеих стран собираются ответственно подходить к приему пищи. 53% жителей Саудовской Аравии и 52% жителей ОАЭ намереваются отдавать приоритет сбалансированному питанию и более здоровым блюдам. Соответственно 54% и 49% опрошенных собираются не переедать и контролировать размер порций. 39% и 41% попробуют включить в свой рацион больше фруктов и овощей.
Сравнение пищевых привычек жителей Саудовской Аравии и ОАЭ в рамадан.
85% жителей двух стран намерены поститься. 51% респондентов из Саудовской Аравии и 36% респондентов из ОАЭ будут готовить еду дома. 19% и 16% будут заказывать доставку преимущественно к приему еды до наступления рассвета (сухур). 18% и 33% — преимущественно к вечернему приему пищи (ифтар). 12% и 16% — и так, и так.
45% жителей Саудовской Аравии и 50% жителей ОАЭ не планируют никаких поездок на рамадан. Только по 6% респондентов в обеих странах намерены отправиться отдыхать за границу. Примерно каждый третий (34% в Саудовской Аравии, 35% в ОАЭ) будет ездить в пределах своего города, региона, страны. 19% жителей Саудовской Аравии и 8% жителей ОАЭ планируют поездки с религиозными целями.
Любимые занятия жителей Саудовской Аравии и ОАЭ в вечернее время в рамадан.
Два главных вечерних занятия в священном месяце в обеих странах — прогулки в парках и шоппинг. Первый вариант назвали 48% опрошенных в Саудовской Аравии и 49% опрошенных в ОАЭ. Второй — соответственно 48% и 47% опрошенных в обеих странах. При этом 61% жителей обеих стран вероятно или с большой долей вероятности будут заниматься шопингом в соцсетях.
Совершая покупки, респонденты намерены ориентироваться на рекомендации инфлюенсеров (Саудовская Аравия — 25%, ОАЭ — 23%), распродажи или эксклюзивные предложения, рекомендованные в соцсетях (23% и 31%), офлайн-мероприятия, организованные инфлюенсерами или брендами (20% и 15%), на коллаборации или лимитированные коллекции, связаные с рамаданом (13% и 14%). Только примерно каждый пятый респондент (19% в Саудовской Аравии и 17% в ОАЭ) заявил, что соцсети не влияют на то, что он будет покупать.
Пикники на свежем воздухе назвали соответственно 41% и 40% респондентов. Культурные и зрелищные мероприятия выбирают по 21% в обеих странах.
Благотворительность в рамадан
Подавляющее большинство жителей обеих стран (87%) уверено, что прозрачность расходования средств благотворительной организацией, которой они сделают пожертвование, важна или очень важна.
Тех, кто готовы жертвовать, доверяя организации и не проверяя, как будут использованы деньги, 8% в Саудовской Аравии и 10% в ОАЭ.
Не делают благотворительных пожертвований лишь 5% жителей Саудовской Аравии и 4% жителей ОАЭ.
В отношении способов пожертвования привычки жителей двух стран слабо различаются. 30% жителей Саудовской Аравии предпочитают делать это лично в местах сбора пожертвований (например, в торговых центрах или на массовых мероприятиях), в ОАЭ так намерены поступать 31% опрошенных. Подавать лично нуждающимся или передавать деньги в рамках общины предпочитают 29% респондентов из Саудовской Аравии (в ОАЭ — 34%). Жертвовать онлайн — соответственно 27% и 19%. По 4% опрошенных в обеих странах откликаются на призывы в соцсетях или участвуют в благотворительном краудфандинге. 3% в Саудовской Аравии и 2% в ОАЭ подписаны на регулярные пожертвования с пластиковой карты или банковского счета. Остальные не имеют предпочтительного метода.
Как проводилось исследование
Исследование YouGov, посвященное расходам в рамадан, основано на результатах опроса общественного мнения, в котором приняло участие 1023 жителя Саудовской Аравии и 1031 житель ОАЭ. Время проведения опроса — неделя, начинавшаяся 9 декабря 2024 года.
Кибермошенничество в период рамадана
На официальной электронной платформе для найма персонала Musaned (Саудовская Аравия) перед началом священного месяца было опубликовано предупреждение о вводящей в заблуждение рекламе с предложением услуг домашнего персонала по «привлекательным» ценам. В связи с резким ростом спроса на помощь по дому в рамадан в соцсетях выросло число фиктивных объявлений. Представители Musaned сообщают, что такие предложения поступают от нелицензированных организаций, и призывают избегать общения с ними.В прошлом году компания Resecurity зафиксировала значительный рост числа мошеннических действий и афер в период рамадана. Ущерб, нанесенный жителям Саудовской Аравии и гостям королевства, оценивался в $70–100 млн. Кроме мошенничества, связанного с объявлениями о трудоустройстве, киберпреступники также совершали махинации, связанные с подарками и благотворительными пожертвованиями, наймом «курьеров для перевозки денег», а также использовали другие жульнические способы получения доступа к персональной информации и денежным средствам своих жертв.