Занимательная Nuumерология: какой размер аудитории у видеохостинга Nuum и почему МТС остановила его развитие
Видеоплатформа Nuum, принадлежащая МТС, пересматривает свою стратегию развития и оптимизирует структуру. С начала 2025 года команду покинули около 250 человек, или 70–80% ее состава. В основном это были сотрудники отделов маркетинга и контента, а также руководители этих направлений, пишут «Ведомости», ссылаясь на источники в отрасли.
Увольнения в Nuum прошли по соглашению сторон. Размер выходного пособия не раскрывается. При этом в ближайшее время, утверждают два источника издания, Nuum скорее всего покинет и руководитель платформы — Наталья Братчикова.
Nuum — это российский видеохостинг, альтернатива YouTube в России, принадлежащий компании МТС. Работа по созданию платформы начались в 2021 году. Бета-версия проекта, кстати, работающая по сей день, была запущена в декабре 2023 года. Руководителем сервиса стала Наталья Братчикова, работавшая до этого вице-президентом по конвергентному и медиа-бизнесу в «Вымпелкоме». Инвестиции в Nuum составили 6 млрд рублей.
Оптимизация структуры и пересмотр стратегии развития видеоплатформы Nuum происходят на фоне значительного сокращения финансирования со стороны МТС. Как сообщили изданию действующий сотрудник материнской компании и собеседник, покинувший команду видеоплатформы, проект пока не планируется закрывать, но его стратегия будет скорректирована.
В МТС отказались комментировать информацию об увольнениях сотрудников из команды Nuum. Представитель компании уточнил, что проект продолжит работу и останется доступным для пользователей. Но разработка нового функционала для площадки, а также инвестиции в маркетинг и контент будут приостановлены. Это решение связано с общей трансформацией группы компаний и снижением количества экспериментальных и высокорискованных инвестиций до улучшения макроэкономической ситуации.
Что у Nuum с аудиторией
В мае 2024 года Наталья Братчикова в интервью РБК рассказала, что в апреле ежемесячная аудитория платформы NUUM превысила 5,2 млн уникальных пользователей. По ее словам, на платформе было зарегистрировано 40 тыс. авторов, из которых 33–35 тыс. — непрофессиональные блогеры. Комьюнити, то есть авторы, которые не только публикуют контент, но и запускают конкурсы и тренды, насчитывало 1 тыс. человек.
Чуть больше двух недель назад, 30 января, Nuum отчиталась о ключевых показателях за 2024 год. Представитель платформы сообщил, что месячная аудитория достигла 7,5 млн человек, что в 2,7 раза превышает среднегодовой показатель.
Отталкиваясь от самых свежих данных (7,5 млн человек в месяц) и разделив их на 2,7 можно попробовать подсчитать приблизительную среднегодовую (то есть среднемесячную) аудиторию видеохостинга за прошлый год. Получается, что среднемесячная аудитория Nuum составляла ориентировочно 2,7 млн человек.
Даже учитывая возможные всплески и падения посещаемости эта цифра (2,7 млн) сложно коррелирует с упомянутыми Натальей Братчиковой 5,2 млн уникальных пользователей в апреле 2024 года. Возможно, это был отголосок рекламной кампании Nuum, проходившей в конце 2023 года.
При этом она отлично стыкуются с данными Mediascope. В ноябре 2024 года исследовательская компания обнародовала данные о количестве ежедневных активных пользователей (DAU) популярных в России видеохостингов. В этом рейтинге Nuum оказалась на последнем месте с среднедневной аудиторией в 0,095 млн человек (то есть 95 тыс. зрителей). Она уступила всем: у Youtube этот показатель равнялся — 46,2 млн человек, у «VK видео» — 38,1 млн человек, у Rutube — 6,2 млн человек, у «Кинопоиска» — 4,8 млн человек.
Согласно данным Mediascope за январь 2025 года российская аудитория как десктопной, так и мобильной версии видеоплощадки МТС составила 3 млн человек. При этом аудитория видеохостинга YouTube в январе 2025 года была 86,9 млн россиян.
Правда, Nuum говоря об аудитории не упоминает ее географической принадлежности, а Mediascope учитывает в своей статистике только россиян.
Монетизация в Nuum: сколько может заработать блогер
За 2024 год Nuum выплатил блогерам в общей сложности 46 млн рублей. При этом на платформе работают 320 тыс. авторов. Но только 7,8 тыс. контентмейкеров смогли монетизировать свой контент через партнерскую программу и донаты от пользователей. В среднем каждый из этих блогеров заработал около 5,9 тыс. рублей за год. Если же распределить общий доход на всех авторов, то средняя сумма составила бы всего 144 рубля.
Мнения экспертов о Nuum
Оптимизация бизнес-процессов в Nuum могла быть спровоцирована новостями, связанными с приходом Дональда Трампа к власти в США, предположил в своем комментарии «Ведомостям» основатель рекламного агентства Digital Church Марк Хлуднев. Это создает предпосылки для размышлений о возможности возвращения YouTube к прежним темпам загрузки и возобновления работы рекламных инструментов этой платформы в стране, считает эксперт и отмечает, что конкурировать с YouTube за рекламные бюджеты крайне сложно. В то же время Nuum так и не смогла привлечь значительное количество крупных рекламодателей. «В первый год после запуска платформа сосредоточила усилия на расширении контентной линейки и привлечении аудитории», — объяснил он.
«Вряд ли можно говорить о существенных негативных последствиях для индустрии на фоне сворачивания активности этой платформы», — полагает директор Института современных медиа Кирилл Танаев, отмечая, что экономическое и аудиторное влияние Nuum в бета-версии на блогосферу действительно пока «не очень заметно».
Неделя рекламы
Энциклопедия обмана