06.02.2025, 18:42

«Фильмач» и «Синемач» против пиратов: кто подъел трафик у нелегальных онлайн-кинотеатров

Рынок пиратского видеоконтента в России по итогам прошлого года сократился на 4%, составив $36,4 млн, подсчитали в компании F.A. С.С.T. При этом число пиратских доменов неуклонно растет. Эксперты объясняют сокращение рынка снижением активности правообладателей и спроса со стороны рекламодателей, а увеличение количества доменов — лояльностью хостингов и находчивостью пиратов. Одновременно на 4% упало число поисковых запросов на пиратские видеоресурсы. ADPАSS разбирался, кто мог угнать поисковый трафик у пиратов, и пришел к неожиданным выводам.

Photo by Elena Theodoridou on Unsplash

Рынок нелегального распространения видеоконтента в России по итогам 2024 года уменьшился на 4%, а его общий объем составил $36,4 млн (3,4 млрд рублей по среднегодовому курсу Центрального банка РФ). Одновременно почти на 4% снизилось количество поисковых запросов на пиратские сайты. При этом трафик на легальные онлайн-кинотеатры вырос в годовом исчислении на 25%, пишет «Коммерсант», ссылаясь на исследование F.A. С.С.T. (ранее Group-IB). Отмечается, что в 2023 году рынок онлайн-пиратства уже сокращался на 13,3%, до $39 млн.

Несмотря на снижение объема рынка пиратского контента, количество доменов пиратских онлайн-кинотеатров продолжает увеличиваться второй год подряд. В 2024 году таких ресурсов было обнаружено на 37,5% больше, чем годом ранее — всего около 110 тыс. Всего же российские правообладатели в рамках антипиратского меморандума добавили в реестр более 180 млн ссылок с нелегальным контентом. При этом средняя стоимость тысячи рекламных показов (CPM) осталась практически неизменной: она составила $3,12, что лишь незначительно отличается от показателя 2023 года ($3,13).

Аналитики F.A. C.C.T. отметили увеличение доли пиратских сайтов среди источников нелегального распространения видеоконтента: если в 2023 году этот показатель составлял 82%, то в 2024 году он вырос до 94%. Такой рост они объясняют расширением баз данных пиратских видеобалансеров, а также выбором владельцами ресурсов хостинг-провайдеров, лояльно относящихся к размещению пиратского контента. Помимо этого, некоторые ресурсы стали применять ограничения для просмотра контента, например, только через мобильные устройства или в определенном регионе, чтобы затруднить выявление нарушений и последующую блокировку со стороны провайдеров.

Директор департамента обеспечения защиты интеллектуальной собственности «ГПМ Цифровые инновации» холдинга «Газпром-медиа» Павел Русаков связывает падение доходов от онлайн-пиратства с увеличением темпов и объемов удаления пиратских ссылок из поисковых систем.

Что касается стагнации показателя CPM, директор департамента новых технологий J’son & Partners Consulting Дмитрий Колесов объясняет это отсутствием роста спроса со стороны рекламодателей и предложения: «Они не спешат идти на пиратские сервисы, поскольку дорожат репутацией бренда».

Серые импортеры против пиратов

Возможной причиной падения трафика поисковых запросов на пиратские порталы, анонсированного F.A. С.С.T., стали неожиданные конкуренты видеокорсаров — легальные видеохостинги, которые размещают у себя фильмы, ушедших из России мировых киномейджеров.Действительно, зачем бродить по интернету в поисках свежего блокбастера, если его можно посмотреть, например, на RuTube. На платформе, входящей в цифровые активы «Газпром-медиа», есть как минимум три канала с пиратскими киноновинками и миллионными просмотрами: «Смотри кино», «Фильмач» и «Синемач». В пиратских кинозалах на легальном хостинге можно «без СМС и регистрации» посмотреть и новый «Гладиатор 2» Ридли Скотта (премьера 5 ноября 2024 года), и сказку «Злая: Сказка о ведьме Запада» (релиз 18 ноября 2024 года), и романтический ужастик «Носферату» (прокат с 7 ноября 2024 года). Ни один из этих фильмов в российский легальный прокат не выходил.

Что касается именно поисковой выдачи, то «Яндекс» по запросу «Злая: Сказка о ведьме Запада» сразу же после первой ссылки на статью о фильме своего сервиса «Кинопоиск» и до «Википедии» дает ссылки на RuTube и «VK Видео». То же самое происходит и с другими блокбастерами.

Более того, «Яндекс» дает смотреть пиратское кино, не выходя из поисковика. В этом случае видеоплеер «Яндекса» показывается контент, например, из «VK Видео» и, естественно, не забывает обложить его рекламой из «Яндекс Директа».

Представлены ли в поисковой выдаче пираты? Да! Например, если к запросу «Гладиатор 2» добавить слово «смотреть», то после рецензии на «Кинопоиске» появится ссылка на очередное зеркало пиратского «Лорда». Но потом идут восемь ссылок на RuTube и «VK Видео», а замыкает топ ссылка на плеер «Яндекса». В итоге на первой странице поисковой выдачи из 17 ссылок на сайты настоящих пиратов ведут только три.

Какой уж тут пиратский трафик, когда с ним воюет флот из двух главных легальных видеохостингов страны при поддержке поисковика №1?

В итоге складывается парадоксальная ситуация. В отсутствие в репертуаре лицензированных новых блокбастеров официальные онлайн-кинотеатры идут рекламироваться на пиратские видеоплощадки, которых из поиска вытесняют легальные видеохостинги с пиратским контентом. Не пора ли «Иви» и «Кинопоиску» запустить рекламу на RuTube? Так, кажется, будет проще.

С рекламой у пиратов все не так плохо

Согласно оценке агентства Link, рекламные показы на сайтах с нелицензионным видео в 2024 году достигли 2,5 млрд в месяц. Это значительно превышает показатели 2020–2021 годов, когда количество показов составляло около 600–700 млн. В своем комментарии ADPASS директор по развитию бизнеса агентства Владимир Галицкий отметил, что за последние несколько лет рекламный трафик на пиратских ресурсах существенно возрос.

В сентябре прошлого года в Link предсказывали, что объем рекламы на пиратских сайтах к концу 2024 года вырастет на 20–30%. Согласно их данным, 65% пиратского контента просматривается пользователями на мобильных устройствах, 25% — на компьютерах, и 10% — через смарт-телевизоры.

По данным агентства Link, среди крупных рекламодателей, активно использовавших площадки с нелицензионным контентом в 2023–2024 годах, были продукты и сервисы крупных маркетплейсов и экосистем. Кроме того, набирает популярность новая тенденция: официальные российские онлайн-кинотеатры с авторским и отечественным контентом начинают размещать рекламу на пиратских платформах. Таким образом легальные сервисы привлекают внимание к своим подпискам и эксклюзивным проектам.

Согласно данным аналитической компании Digital Budget, в первом полугодии 2024 года топ-30 рекламодателей более чем удвоили затраты на размещение рекламы на нелицензионных видеосервисах по сравнению с 2022 годом — с 3% до 7%. Особенно заметен рост расходов в категории «Услуги по операциям с недвижимостью»: в январе-июне 2024 года бюджеты этой сферы увеличились в шесть раз, составив +496%.

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram