27.11.2023, 17:00

Ценные бумаги — на интернет-полку: Ozon хочет добавить акции в продуктовую корзину

Интернет-магазин Ozon задумался над тем, чтобы продавать своим пользователям еще и ценные бумаги. Проект оказания брокерских услуг может быть реализован на базе «Ozon-банка», через который оплачивается 45% заказов на маркетплейсе. За развитие направления отвечает Дмитрий Завьялов, ранее работавший в ВТБ. Пока Ozon — единственный крупный интернет-магазин, который уделяет внимание этой теме. «Яндекс» закрыл свой брокерский проект весной 2022-го на фоне санкций.

Акции из интернет-магазина

Ozon, номер два на российском рынке онлайн-ритейла, возможно, предложит клиентам брокерские продукты, написали «Ведомости» со ссылкой на источники. Один из них — сотрудник Ozon, два других — брокеры, знакомые с обсуждением проекта, еще один — собеседник в компании, работающей на рынке электронной торговли.

Один из собеседников издания знает, что идею заняться торговлей ценными бумагами в маркетплейсе прорабатывали еще в 2021 году, но из-за начала боевых действий на Украине реализацию проекта отложили. Источникам «Ведомостей» известно, что Ozon уже активно ищет сотрудников для брокерского сервиса.

Конкретные виды брокерских услуг, которые планирует предоставлять Ozon, источники издания не назвали. Обычно биржевой брокер сопровождает сделки по покупке ценных бумаг на фондовом рынке для физических и юридических лиц.

По информации «Ведомостей», реализацией проекта занимается Дмитрий Завьялов, ранее руководивший направлением корпоративных продаж в группе ВТБ. Менеджер из ВТБ подтвердил изданию эту информацию. Дмитрий Завьялов также возглавлял Ozon Fintech, а 6 октября занял должность гендиректора Ozon Invest (ООО «Ozon-инвест») – инвестиционного сервиса маркетплейса, который работает с 2019 года.

Ozon — мультикатегорийный маркетплейс с развитой логистической сетью в России. Основан в 1998 году. На площадке представлено более 200 млн товарных наименований в более чем 20 категориях: от книг и одежды до продуктов питания и товаров для здоровья. Более 90% ассортимента площадки формируют партнеры маркетплейса. У Ozon свыше 39,5 млн активных покупателей. Компания развивает систему сервисов, дополняющих основной бизнес, — в том числе fintech-продукты и сервис быстрой доставки продуктов Ozon fresh. По данным Data Insight, Ozon в 2022 году занимал вторую строчку в рейтинге крупнейших российских интернет-продавцов по объему онлайн-продаж, уступая лишь Wildberries.

Выручка Ozon в 2022 году выросла на 55% год к году до 277 млрд рублей. Оборот от продаж (GMV), включая услуги, во втором квартале 2023 года увеличился до 373 млрд рублей (+118% год к году). Выручка во втором квартале прибавила 61% год к году и превысила 94 млрд рублей.

После запуска Ozon Invest позиционировался как платформа, на которой физические лица могут профинансировать компании малого и среднего бизнеса. Сейчас проект работает в формате b2b (business-to-business). Из информации на сайте компании следует, что речь идет о предоставлении партнерам маркетплейса услуг микрокредитной компании «Ozon Кредит». Программа инвестирования для частных лиц недоступна.

Конкуренты Ozon на рынке акций

Другие крупные игроки рынка электронной коммерции сегодня не работают с ценными бумагами. Свой брокерский проект был и у «Яндекса»: в 2020-м компания при поддержке ВТБ запустила сервис «Яндекс.Инвестиции». Но в феврале 2022-года банк оказался под санкциями, а в апреле проект был закрыт.

ADPASS не удалось обнаружить брокерские проекты у крупнейших российских и зарубежных маркетплейсов — Wildberries, Amazon и Aliexpress. На интернет-площадках компаний такие услуги не представлены, при этом маркетплейсы не делали заявлений о запуске подобных сервисов.

В России основными игроками в интернет-сегменте работы с частными лицами на фондовом рынке сегодня остаются банки. Крупнейшие банковские структуры предлагают клиентам инвестиционные продукты через специализированные мобильные приложения. Купить ценные бумаги через приложение или на сайте можно в «Сбере», «Альфа-банке», «Тинькофф», ВТБ и других.

Большая клиентская база стимулирует Ozon использовать все возможности банка и создание брокерского сервиса не исключение, считает эксперт по фондовому рынку Алексей Ильин. Ритейлер заинтересован в развитии экосистемы, в особенности «Ozon банка», где «на полках должны быть все продукты», сообщил один из собеседников «Ведомостей». В июне финансовый директор Ozon Игорь Герасимов рассказал, что к середине 2023 года 45% заказов на маркетплейсе были оплачены Ozon-картой. Собеседник «Ведомостей» пояснил, что по данным на конец второго квартала ей пользовалось 25 млн человек.

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
24.04.2024
«Яндекс» и «Магнит» ставят на красное: маркетплейсы компаний выбрали одинаковые цвета для ребрендинга

Замыкающий тройку крупнейших в России маркетплейсов «Яндекс Маркет» объявил о ребрендинге. Компания сменила цветовую гамму с черно-бело-желтой на красно-желтую. Красный – цвет материнской компании онлайн-ритейлера «Яндекса», желтый – привычный цвет «Яндекс Маркета». До конца года маркетплейс поменяет десять тысяч вывесок на пунктах выдачи заказов (ПВЗ) и перекрасит три тысячи автомобилей. «Маркет» взял курс на ценовую конкуренцию с другими маркетплейсами, так как красно-желтые цвета прочно ассоциируются со скидками и распродажами, отмечают эксперты. Правда, по их словам, релиз логотипа получился смазанным: раньше аналогичные фирменные цвета представил маркетплейс «Магнит Маркет».

Редакция ADPASS
23.04.2024
Редакция ADPASS
03.04.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?