05.04.2023, 12:30

PickPoint доставил всё: логистический сервис закрывается

Логистический сервис PickPoint прекращает работу в России. Причиной сворачивания бизнеса стали финансовые проблемы компании, жесткая конкуренция на рынке доставки и уход западных ритейлеров. Услуги независимых логистических компаний пользуются все меньшей популярностью у покупателей — их теснят службы доставки маркетплейсов, отмечают эксперты.

Изображение // PickPoint.ru

Компания PickPoint уведомила своих партнеров о завершении операционной деятельности. Гендиректор PickPoint Надежда Романова в своем письме, направленном партнерам службы доставки, сообщила, что решение принято из-за финансовых трудностей. В частности, пишет Романова, к снижению оборота компании привел уход из России западных ритейлеров, которые составляли основную часть клиентского портфеля PickPoint, и сложности с финансированием со стороны западных инвесторов. Также в письме говорится, что с 4 апреля сервис прекращает прием новых отправлений от физических и юридических лиц, а все невостребованные и не доставленные грузы будут возвращены клиентам, пишет «Коммерсант».

PickPoint — первая в России компания по доставке онлайн-заказов через постаматы. Свой первый терминал самовывоза служба доставки открыла в ноябре 2010 года на мосту Багратиона в Москве. Сейчас, по собственным данным сервиса, в его логистическую сеть входят 6 тыс. постаматов и 4,5 тыс. пунктов выдачи заказов (ПВЗ). По информации СПАРК, в 2021 году ООО «Сеть автоматизированных пунктов выдачи», управляющая ПВЗ и постаматами PickPoint, при выручке 3,5 млрд рублей получила убыток 234 млн рублей. Компания принадлежит кипрской PickPoint Delivery System Ltd. Конечные бенефициары сети неизвестны.

Проблемы с клиентами и контрагентами у PickPoint начались еще в конце прошлого года. С начала 2023 года к сети были поданы иски на 433 млн рублей, а общая сумма требований к компании достигает почти 730 млн рублей, подсчитало издание.

PickPoint — значимый игрок на логистическом рынке, считает директор Oborot.ru Иван Кургузов. По его словам, компания смогла внедрить в России культуру использования постаматов. Из-за ухода из России многих западных компаний, продававших потребительские товары, существенно уменьшился объем B2C-доставок, рассказал эксперт. При этом выросла роль маркетплейсов, оперирующих своими ПВЗ, что усилило конкуренцию на рынке, описал ситуацию Кургузов.

Управляющий директор почтоматов «Халва» Денис Петрушевский отмечает, что уход PickPoint с рынка открывает возможности для развития других игроков. Последние несколько лет почтоматы «Халвы» были частью сети PickPoint, но с осени 2022 года «Халва» развивает свою логистику и осуществляет доставку для нескольких крупных компаний, в том числе с возможностью использования сервисов рассрочки и оплаты покупок частями, рассказал Петрушевский.

Независимым игрокам логистического рынка все сложнее конкурировать с маркетплейсами, а также с «Яндекс.Доставкой», «Сберлогистикой» и прочими, считает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров.

По данным Data Insight, в 2022 году вместо ожидаемого роста на 10-20% число заказов, доставленных логистическими компаниями, сократилось на 14%. Из-за этого независимые логисты сокращают инвестиционные программы и начинают экономить, уточняют аналитики. При этом, по подсчетам Data Insight, общее количество доставленных заказов в прошлом году выросло более чем на 56%, до 2,55 млрд штук, только 13% из которых доставили логистические компании.

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram
Как создать полезный гид
для предпринимателей?