19.07.2022, 15:08

Параллельный год: ритейлеры дадут гарантию на серый товар

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) сообщила, что ритейлеры установят на технику, поставленную по схеме параллельного импорта, гарантию один год. Она будет распространяться на гаджеты, электронику и бытовую технику. После 24 февраля гарантия производителя для многих устройств потеряла в России актуальность. Обязанности по сервисному обслуживанию лягут на продавцов, которые, скорее всего, заложат его стоимость в цену товаров.

Photo by Kilian Seiler on Unsplash

Ритейлеры, объединенные в Ассоциацию компаний интернет-торговли (АКИТ), будут предоставлять годовую гарантию на сложную бытовую технику. Теперь на годовую гарантию продавца смогут рассчитывать покупатели сетей «М.Видео», «Эльдорадо», «Ситилинк», «Все инструменты», «Яндекс.Маркет», Ozon и DNS. Речь идет о бытовой технике, компьютерах, ноутбуках и смартфонах, об этом сообщают «Известия». Президент АКИТ Артем Соколов сообщил, что гарантия будет распространяться на товары, поставленные в Россию по схеме параллельного импорта или, в случае маркетплейсов, приобретенные самой торгующей организацией.

До начала военных действий в Украине гарантией, как и импортом своей продукции, занимались производители. Они открывали свои сервис-центры или заключали договора со сторонними организациями, которые производили гарантийный ремонт. Производители обеспечивали сервис-рынок запасными частями и парком устройств на замену неремонтопригодной техники.

Сейчас, когда многие производители ушли из России, произведенная ими товары будут поступать в страну по параллельному импорту без согласия правообладателя. В этом случае инструкция пользователя может быть на другом языке. Например, в случае с ОАЭ, на арабском, уточнили в АКИТ.

После 24 февраля многие именитые зарубежные производители объявили о своем уходе из России. Так, 5 марта о прекращении своей деятельности в стране заявила южнокорейская компания Samsung. Как стало известно изданию Cnews, российский офис компании активно набирает персонал. На платформе по поиску работы Headhunter опубликовано 19 вакансий компании. Среди них — руководитель отдела бытовой электроники, региональный менеджер, менеджер по работе с ключевыми клиентами и пр. Обращает внимание то, что в обязанности специалиста группы контроля закупок для московского офиса будет входить поддержка процесса выбора поставщиков по «непрямым» закупкам.

Близкий к авторизованной рознице Samsung источник издания сообщил, что магазины фактически торгуют серым товаром, предназначенным для стран ЕАЭС (Евразийского экономического союза: в него входят России, Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия).

«Официально Samsung не одобряет продажи серого товара в авторизованной рознице, но делает вид, что не понимает, откуда берется товар, — утверждает источник. — Их официальная позиция: в магазинах можно продавать только белый товар».

«На нашей территории этот производитель уже не планирует обслуживать свой товар. Ему это и невыгодно — он ушел из страны, поэтому и не готов вкладывать средства в гарантийное обслуживание», — резюмировал господин Соколов. Именно для этих устройств члены АКИТ будут устанавливать гарантийный срок. Компании имеют право устанавливать его по закону «О защите прав потребителей».

Установка собственного гарантийного срока продавцами означает, что ремонт техники будет осуществляться или силами сервисного центра продавца, или силами сторонней сервисной организации, с которой продавец заключит договор. Этими сторонними сервисными организациями скорее всего будет бывшие партнеры производителей. У них есть достаточная компетенция и квалифицированный персонал.

В случае, если выявленный дефект в товаре произошел по вине производителя, то ритейлер будет обязан заменить его бесплатно или вернуть деньги.

Глава «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов отметил, что гарантия — срок, в течение которого продавец, изготовитель или импортер отвечают за качество товара. Все эти организации имеют право устанавливать гарантийный срок. Эксперт подчеркнул, что гарантия не является обязанностью, а правом компаний. На товар вообще может не быть гарантии.

Для защиты интересов потребителей в закон добавлено понятие «срок ответственности продавца или изготовителя за качество товара». Этот срок составляет два года и его нельзя отменить или изменить. В течение этого срока покупатель вправе предъявить претензию по качеству товара продавцу. Нюанс ситуации заключается в том, что в этом случае покупателю необходимо будет доказать, что неисправность товара произошла не по его вине — провести экспертизу за свой счет.

Представители «Роспотребнадзора» прокомментировали ситуацию, указав, что если продавец установил гарантийный срок на проданный товар, то это освобождает покупателя от необходимости проводить экспертизу за свой счет.

В ведомстве подчеркнули, что даже если годовой гарантийный срок истек, то покупатель все равно сможет обратиться с претензиями к продавцу в течение двух лет.

Председатель Союза потребителей РФ Петр Шелищ назвал один год добровольной гарантии продавца наименее приемлемым сроком. «Это важный инструмент в конкурентной борьбе торговых компаний, поэтому можно ожидать, что некоторые продавцы его увеличат. При этом надо понимать, что такого рода расходы закладываются в цену товара», — отметил господин Шелищ.

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Артикс. Агентство ответственного маркетинга
26.03.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?