25.08.2023, 17:33

Очень иностранные дела: как уходят Bosch, Whirlpool и Heineken и остаются LG, Samsung и Harman

Весной прошлого года многие иностранные компании объявили об уходе или закрытии производства в России. У кого-то процесс сильно затянулся. Как сейчас обстоят дела с продажей местного бизнеса у Bosch, Whirlpool и Heineken, в каком состоянии находятся заводы LG и Samsung — в материале ADPASS. У Harman, ведущего мирового производителя hi-fi-акустических систем, совсем другие проблемы — он бьется за свои патентные права в российских судах.

Бытовая техника: Bosch с ними

У немецкой компании Bosch есть завод в Стрельне под Санкт-Петербургом. Мощности предприятия рассчитаны на производство более 1 млн холодильников и стиральных машин в год. Весной 2022 года фабрика была остановлена. Причиной замораживания производства стали невозможность поставки комплектующих и ограничительные меры против России. На предприятии работало около 500 человек. Половина из них уволилась, о оставшимся 200 сотрудникам платят половину зарплаты. Одним из возможных покупателей производства называют китайский бренд Hisense. Стоимость производства Bosch в России оценивается в 3,8-4,4 млрд рублей.

Американская компания Whirlpool уже продал три завода в Липецкой области турецкому Archelik (бренд Beko) за €220 млн. На предприятии продолжают работать 2000 человек.

Южнокорейская LG, чей завод находится в подмосковном Дорохово, сначала заявила об остановке производства и его возможном переносе из России в Узбекистан. По официальным данным LG, на предприятии работали 1,4 тыс. человек. Однако, по информации «Коммерсанта», завод частично продолжает работу при поступлении необходимых компонентов, штат и зарплаты остались без изменений.

Фабрика Samsung в Калуге, где производились телевизоры, стиральные машины и другая техника, также остановлена. При этом, по информации минэкономики области, ООО «Самсунг Электроникс Рус Калуга» «не заявляло об уходе и продолжает выполнять обязательства по трудовым договорам».

Пиво: от Heineken запахло российским дезодорантом

25 августа нидерландская пивоваренная компания Heineken заявила, что продала свой российский бизнес за символический €1. Владельцем всех семи заводов Heineken стал российский производитель парфюмерии «Арнест». При этом в рамках сделки Arnest Group должна выплатить Heineken историческую межфирменную задолженность российского бизнеса в размере около €100 млн в рассрочку.

Одним из условий сделки стало сохранение рабочих мест всем 1800 сотрудникам Heineken. Помимо прекращения производства пива под маркой Heineken через полгода на заводе перестанут изготавливать пиво Amstel. Всего в портфеле Heineken около 30 брендов пива. Среди них, Zlaty Bazant, Guinness, Krusovice, Affligem, Gosser, а также «Охота», «Три медведя», «Степан Разин», «Окское».

Покупатель заводов Heineken, компания «Арнест», крупнейший контрактный производитель парфюмерно-косметической и хозяйственно-бытовой продукции в аэрозольной упаковке в России и СНГ. «Арнест» контролирует этого 53% и выпускает товары для брендов Unilever, Beiersdorf, Colgate-Palmolive, L’Oreal, Coty, Oriflame. Также компании принадлежат российские бренды «Прелесть», «Simphony», «Дивидик», «Garden» и «Москитол». Предприятия Heineken – не первая покупка «Арнестом» активов уходящих из России западных компаний. В прошлом году компания приобрела у американской Ball Corporation три завода по производству алюминиевых банок в Челябинской области.

Аудиотехника: Harman не уходит за кордон

В отличие от производителей стиральных машин и пива не имеющий своего производства в России американский производитель аудиотехники Harman International (принадлежит южнокорейской Samsung, владеет брендами JBL, AKG, Harman Kardon и т. д.) продолжает активную борьбу за местный рынок. Но занимается этим в судах. Так, стало известно, что арбитражный суд Москвы принял к рассмотрению иск Harman International к сети «М.Видео-Эльдорадо» и к российской компании Drivix (ООО «Дривикс»), производящей музыкальные центры под брендом Vipe. Истец хочет получить защиту исключительных прав на два промышленных образца ее вертикальных музыкальных центров, выданных в России. С ответчиков Harman хочет 5 млн рублей компенсации.

Незаконное использование промышленных образцов Harman пытается доказать с 2021 года. Помимо взыскания компенсации на ту же сумму, тогда компания требовала прекратить неавторизованное производств техники. Однако суд оставил дело без рассмотрения.

В 2022 году в Роспатент в свою очередь обратился Drivix. Компания пыталась добиться отмены патентов на спорные промышленные образцы Harman. По мнению Drivix, в них отсутствовали новизна и оригинальность. В июле 2022 года Роспатент отказал Drivix в удовлетворении ее возражений.

Рассмотрение нового иска Harman начнется 23 октября.

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram
Как создать полезный гид
для предпринимателей?