24.12.2021, 12:24

Наружной рекламе оформили цифровой сговор

Заявления первого и второго номеров в российской «наружке» Russ Outdoor и Gallery о стратегическом партнерстве могут быть попыткой на 10-20% поднять цены на цифровые рекламоносители в 2022 году, выяснил ADPASS. Резкий рост цен с оглядкой на телерекламный рынок может привести к перетоку бюджетов в другие медиа, опасаются участники рынка.

Закулисные договоренности

Под конец года Russ Outdoor и Gallery неожиданно объявили о стратегическом партнерстве. Компании рассказали о нем «Коммерсанту» как о свершившемся факте, но без подробностей, ограничившись многозначительными комментариями.

В Russ Outdoor сказали, что планируют «действовать совместно», чтобы усилить цифровое направление «за счет консолидации ресурсов». Речь об объединении рекламного инвентаря не идет, но если до сих пор оба игрока были «по сути конкурентами», то «теперь нет». В Gallery заявили, что альянс двух крупнейших операторов поможет стандартизировать подходы к медиаизмерениям, закупке инвентаря и рекламным продуктам и что сотрудничество будет способствовать росту рынка наружной рекламы в России. Представитель компании при этом подчеркнул, что основным драйвером рынка наружной рекламы сегодня является именно цифровой сегмент.

В Федеральной антимонопольной службе (ФАС), с которой участники рынка должны согласовывать крупные сделки, о стратегическом партнерстве операторов ничего не знают. На запрос ADPASS пресс-служба ФАС ответила, что в ведомство «не поступало ходатайства о сделках с участием указанных компаний».

«Цифра» против «фанеры»

Заявления Russ Outdoor и Gallery о партнерстве не кажутся неожиданными, если посмотреть, что происходит с ценами на наружную рекламу. Хотя в 2021 году отрасль растет опережающими темпами (+43% за девять месяцев 2021 года, по данным АКАР), но цены все еще не вернулись к допандемийному уровню. Причем сегмент цифровых рекламоносителей чувствует себя хуже, чем проверенные временем аналоговые конструкции. Месячная стоимость размещения на цифровых билбордах формата 3×6 и 5×15 метра на крупнейшем из региональных рынков, московском, составляет в 2021 году всего 80-81% от уровня цен 2019 года, подсчитали в медиааудиторской компании ECI Rus.

Уровень цен на аналоговые конструкции, напротив, почти вернулся к докризисному уровню или даже его превысил. Формат 3×6 метра в Москве в 2021 году стоил в среднем на 5% меньше, чем в 2019-м. На цифровом билборде аналогичное по продолжительности размещение обходилось на 21% дешевле, чем в допандемийный год.

Разница в ценах для конструкций большого формата еще более значительная. Стоимость аналоговых щитов 5×15 метров в Москве в 2021 году даже выросла: сторона продавалась в среднем на 8,4% дороже, чем в 2019-м. Цифровые билборды крупного формата, между тем, продолжают продаваться на 19% дешевле, чем в допандемийный год.

Несколько лет назад цены на «цифру» в Москве опережали «фанеру» в два и более раз, следует из данных ECI Rus. Такое положение дел отчасти сохранялась еще в 2019-м, когда месячное размещение постера на аналоговой конструкции 3×6 метра обходилось в среднем в 105 тыс. рублей, а на «цифре» аналогичного формата — около 128 тыс. В 2020-м цены сравнялись, упав до 87 тыс. рублей на носителях обоих типов. В 2021-м рекламодатели платят за крупный формат сопоставимые деньги: 100 тыс. рублей за «фанеру» и 101,5 тыс. рублей — за «цифру».

Для больших форматов ситуация более драматичная. В 2019-м размещение постера на фанерной конструкции 5×15 метров стоило 296 тыс. против 385 тыс. рублей на «цифре». В 2021 году аналоговые щиты продаются дороже цифровых — 320 тыс. против 312 тыс. рублей.

Низкие цены ставят под вопрос окупаемость технологичных конструкций — стоимость установки «цифры» сегодня многократно выше «фанеры». По данным компании «Инфолед», в Москве и Петербурге светодиодный экран формата 3×6 метра сегодня стоит около 3 млн рублей (включая несущую конструкцию и корпус экрана). Стандартный новый аналоговый щит формата 3×6 метра обходится в 200-250 тыс. рублей.

Несмотря на это, операторы даже в пандемию продолжали активно менять «фанеру» на «цифру». По данным Admetrix, в Москве количество светодиодных экранов в октябре 2021 года по сравнению с октябрем 2020-го выросло на 25% — до 773 штук.

Количество светодиодных рекламоносителей стало быстро расти в 2016 году, сообщали «Ведомости» со ссылкой на гендиректора исследовательской компании Admetrix Илью Шершукова. Тогда число медиафасадов в Москве увеличилось с 12 до 25 конструкций, а щитов 3×6 метра и 5×15 метра — с 82 до 181 конструкции. С тех пор по отдельным регионам наблюдается ежегодный рост числа цифровых носителей в 1,5–2 раза, а лидеры рынка наружной рекламы активно меняли обычные щиты на цифровые экраны, рассказал Шершуков.

В Москве на цифровые конструкции приходится более 46% рынка наружной рекламы, или 2,78 млрд рублей, по данным Admetrix за январь-май 2021 год. По России показатель превышает 34%, или 4,5 млрд рублей (данные по 50 городам, включая Москву и часть трасс Московской области). Всего в городе установлено 792 цифровых рекламоносителя разных форматов, в России количество таких конструкций составило 4060 штук. Russ Outdoor и Gallery сообщили, что по России обе компании располагают более чем 1300 цифровыми экранами.

Телевизионный рост в наружной рекламе

Крупнейшие операторы наружной рекламы договорились «держать цену в 2022 году», знает собеседник ADPASS в исследовательской компании. По его словам, медиаинфляция в наружной рекламе, о которой владельцы конструкций заявляют на переговорах с медиаагентствами, коррелирует с инфляцией на ТВ и составляет 10-20%. Топ-менеджер международного рекламного холдинга утверждает, что Russ Outdoor и Gallery анонсировали рост цен на уровне 10-20%, при этом цифровые носители могут подорожать сильнее.

15-20%

составит инфляция на национальном и региональном ТВ 

при росте бюджета 7-10%, объявил в августе крупнейший в России продавец телерекламы «Национальный рекламный альянс». При размещении на Москву рост достигнет 30%.

Двузначную медиаинфляцию ожидает в 2022 году основатель сервиса бронирования наружной рекламы All-Billboards Андрей Байдужий. Основными причинами роста он называет небывало высокую загрузку инвентаря во второй половине 2021 года, повышение цен на ТВ и рост алгоритмических закупок, которые делают наружную рекламу доступной для малого и среднего бизнеса.

По данным Admetrix, резкий рост загрузки рекламных поверхностей в Москве начался с августа. В последний месяц лета для форматов 3×6 метра и 5×15 метров загрузка превысила уровень 2019 года, составив 63% и 69%, а к октябрю увеличилась до 69% и 80% соответственно.

Последствия подорожания

Так называемое «стратегическое партнёрство» позволяет ведущим игрокам эффективно координировать ценовую политику, считает Вячеслав Долгин, директор по размещению нестандартных медиа в наружной рекламе холдинга Publicis Media. Нужно понимать, что на ключевых рынках, в первую очередь московском, у свежеиспеченных партнеров уже давно нет конкурентов в их сегменте.

Партнерство позволит Russ Outdoor и Gallery не только оптимизировать капитальные затраты на установку новых конструкций, но и координировать свою цифровую политику, соглашается Салим Тарани, экс-гендиректор Gallery в 2005-2008 годах. В разговоре с ADPASS он отметил, что для небольших операторов и рекламодателей альянс крупнейших игроков станет серьезным испытанием на прочность:

Маленькие компании вряд ли смогут конкурировать с картелем с точки зрения инвестиций в цифровые рекламоносители, а рекламодателям придется согласиться с ценами, которые будут диктовать рынку две компании, или уводить бюджеты в другие медиа».

Желание операторов заработать больше денег приведет к сокращению затрат в наружной рекламе, опасается Федор Лях, директор по закупке наружной рекламы OMD OM Group. «Если операторы решатся на это, то начнется массовый отток рекламодателей в интернет-рекламу», — говорит он.

Даже при значительном росте цен на 2022 год, который происходит сейчас, наружная реклама остается одним из самых привлекательных каналов по стоимости контакта с аудиторией, возражает Долгин. Он подчеркивает, что прочие медиаканалы дорожают с сопоставимыми темпами. По его мнению, партнерство двух лидеров рынка усилит привлекательность сегмента, и наружная реклама выиграет «с точки зрения качества этого медийного канала»:

Уже не первый год их конкурентами являются не коллеги по цеху, а иные каналы продвижения, а рост цен сдерживает не агрессивная ценовая стратегия остальных игроков в наружной рекламе, а положение дел на рынках ТВ и интернет-рекламы либо макроэкономические факторы».

Что касается роли картеля в появлении так называемых новых денег на рынке наружной рекламы — бюджетов компаний, ранее не пользовавшихся этим медиаканалом, то прогноз Publicis он характеризует как «очень сдержанный». «Крупнейшие категории рекламодателей уже размещаются (в наружной рекламе. — ADPASS), а надежды на существенный приток бюджетов мелкого бизнеса не оправдались», — говорит эксперт.

Повышение цен в «наружке», как и в случае с ТВ, может привести к перетоку бюджетов в другие медиа, полагает Дмитрий Лазарев, директор дирекции рекламно-технологических продуктов компании Veon (владеет «Билайном»):

Можно попытаться управлять рынком с помощью приказов и внерыночных методов воздействия, но всегда найдутся компании, которые будут искать возможности, подходить гибче и предлагать рекламодателям то, что будет им интересно, — рассуждает он. — Нерыночные экономические модели даже в среднесрочной перспективе всегда проигрывают».

Авторы:
Тимур Бордюг
Нравится: АКАР
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Resonance
Вчера
Nectarin
29.03.2024
CPAExchange
28.03.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?