Роскомнадзор подвел итоги работы системы маркировки интернет-рекламы в 2023 году. Ведомство зарегистрировало в Едином реестре интернет-рекламы (ЕРИР) бюджеты на 634,9 млрд рублей с НДС. Больше трети из этих денег — почти 217 млрд рублей, пришлись на IV квартал, когда начали действовать штрафы за отсутствие маркировки. Цифры в целом соответствуют оценке рекламного рынка за 2023 год, которую сегодня опубликовала Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР). К анализу информации из ЕРИРа была подключена специальная рабочая группа, в которую вошли эксперты АКАР, Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР) и специалисты Роскомнадзора. Впервые в истории российской рекламы был оценен сегмент региональной интернет-рекламы.
Минцифры переставило буквы: 20-дневный срок регистрации рекламных кампаний остался неизменным
Минцифры дало ход проекту «Правил взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций с операторами рекламных данных». Документ, вызвавший бурю в профессиональной среде, был немного доработан, но самый спорный пункт, двадцатидневный срок на передачу единому регистратору (ЕРИР) информации о проведенной рекламной кампании в интернете, в нем остался. Правда, новая формулировка может дать дополнительное время на подачу данных регулятору.
Письмо с правилами взаимодействия Роскомнадзора и операторов рекламных данных (ОРД) за подписью заместителя министра цифрового развития Бэллы Черкесовой поступило в аналитический центр при правительстве Российской Федерации 5 октября 2022 года (копия есть в распоряжении ADPASS). Минцифры не стало увеличивать сроки подачи данных, как просило рекламное сообщество, в том числе отраслевая Ассоциация развития интерактивной рекламы (АРИР), которая предлагала дать больше времени на передачу информации — не менее 30 дней.
Вместо этого в письме изменена формулировка, касающаяся двадцатидневного срока, отпущенного на передачу данных. В оригинальном проекте «Правил», который размещен на портале regulation.gov.ru, говорится, что информацию о рекламе нужно предоставить оператору рекламных данных «по истечении 20 календарных дней с даты распространения в сети „Интернет“ рекламы». В письме, направленном Минцифры в правительство, сказано по-другому — «в течение 20 календарных дней после окончания календарного месяца, в котором было осуществлено распространение в сети „Интернет“.
Таким образом Минцифры частично учло одно из замечаний АРИР. Ассоциация в начале сентября писала Бэлле Черкесовой, что в законодательной новелле используется расплывчатая формулировка «по истечении двадцати дней». «По истечении» означает «после». Соответственно при формальном прочтении участники рынка могут начать передачу данных не ранее, чем через 20 дней. И передавать её они могут бесконечно долго. Скорее всего чиновники хотели установить предельный срок передачи данных, но выглядит это как начальный срок.
Цифра закона
В действующей редакции закона «О рекламе» оператор рекламных данных, который собирает информацию от рекламодателей, рекламораспространителей и операторов рекламных систем, обязан передать собранные им данные в течение месяца, следующего за календарным месяцем, в котором было осуществлено распространение в сети «Интернет» рекламы.
Аргументы АРИР
В письме АРИР также отмечалось, что предложения Минцифры вступают в противоречие с требованиями действующего законодательства и не соответствуют рыночной практике.
Так, сокращение срока для предоставления данных в ОРД до 20 дней противоречит принципу свободы договора, делает невозможным осуществление проверки факта выхода рекламы и ее качества, делает невозможным согласование сторонами удобных для них сроков и лишает рекламодателя гарантированного права на 30-дневное рассмотрение отчета.
Более того, хотя обычно срок закрытия договора составляет 30 календарных дней с даты окончания рекламной кампании, не редки случаи, когда период закрытия определяется сторонами на поквартальной основе или иными удобными сроками. Это право сторон определяется принципом свободы договора, закрепленном в ГК РФ, обосновывают своё мнение авторы письма, одновременно замечая, что до приемки рекламодателем оказанных услуг данные не могут быть переданы в ОРД, как не верифицированные и не подтвержденные рекламодателем.
В АРИР считают, что с учетом интересов всех участников процесса срок предоставления данных в ОРД должен быть максимально приближен к сроку рассмотрения отчета агента рекламодателем, гарантированным законом, то есть 30 дням.
Какие будут предложения
Чтобы нивелировать противоречия с действующим законодательством и сложившейся рыночной практикой ассоциация предложила установить следующие сроки передачи данных:
— от ОРД в ЕРИР — в течение 40 дней, следующих за календарным месяцем, в котором было осуществлено распространение в сети «Интернет» рекламы;
— от рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламных систем в ОРД — не позднее 30 дней, следующих за календарным месяцем, в котором было осуществлено распространение в сети «Интернет» такой рекламы.
Но Минцифры проигнорировало эти предложения и пошло лишь на небольшие уступки, хотя с позицией АРИР согласно большинство участников рынка.
Ранее юристы шести крупнейших российских рекламных групп (OMD Optimum Media, Dentsu Russia, АДВ, Media Direction Group, Group4Media и NMi Group) прокомментировали ADPASS законотворческую инициативу Минцифры. По их общему мнению, предлагаемая ведомством законодательная новелла, предусматривающая резкое сокращение времени, отведенного на подачу данных в единый реестр, грозит полным изменением процесса сверок и документооборота, и может сломать сложившуюся практику работы рекламных агентств. Подробнее с мнением юристов можно ознакомиться в нашем материале.
Лучшее в блогах
Вам понравится
Apple обвинили в незаконной монополизации рынка смартфонов и создании препятствий для доступа конкурентов к аппаратным и программным функциям iPhone. Антимонопольный иск подали Министерство юстиции США, а также прокуроры 15 штатов и округа Колумбия. Тяжба властей с компанией, рыночная капитализация которой сегодня составляет $2,65 трлн, обещает быть долгой и напряженной. Обвинения в адрес производителя iPhone пополнили довольно длинный список претензий к крупнейшим технологическим компаниям со стороны властей США.
Законодатели начали осваивать искусственный интеллект (ИИ). Депутаты Европарламента утвердили закон об искусственном интеллекте – Artificial Intelligence Act. Это первый в истории специализированный закон такого рода, регулирующий отношения в сфере использования ИИ. Свой закон о ИИ уже пишут в Китае. США, между тем, внесли в ООН проект резолюции Генеральной Ассамблеи об ИИ – также первой в истории. В России специализированного законодательства по ИИ пока нет: сферу регулируют с помощью Национальной стратегии развития ИИ, президентских указов и новых поправок в закон «О персональных данных», в которых идет речь об обучении моделей ИИ на обезличенных персональных данных.
Еврокомиссия оштрафовала компанию Apple на сумму свыше €1,8 млрд за нарушение антимонопольного законодательства Евросоюза. В решении Еврокомиссии говорится, что Apple единственный распространитель мобильных приложений музыкального стриминга для пользователей iPhone и iPad в магазине приложений App Store. Пользуясь доминирующим положением, корпорация ограничивала возможности разработчиков приложений по информированию пользователей об альтернативных и более дешевых подписных музыкальных сервисах, не связанных с приложениями. В ЕС этот запрет, так называемый «запрет рулевого управления» (anti-steering provisions), является незаконным.
ПОДПИСКА
ВАШ ЗАПРОС ДОСТАВЛЕН
О блогах ADPASS: правила, рекомендации, ответы на вопросы