21.02.2023, 11:37

Киргизия кормит российские маркетплейсы: как изменилась логистика российского e-commerce в 2022 году

В 2022 году четверть товаров, проданных на российских маркетплейсах, была поставлена из Белоруссии. В пятерку стран-поставщиков на крупнейшие онлайн-площадки страны впервые вошла Киргизия. По мнению участников рынка, эти две страны удобны с точки зрения параллельного импорта и логистики, осложнившейся после 24 февраля 2022 года. Новые каналы помогли маркетплейсом увеличить количество продавцов более чем вдвое.

Photo by Roberto Cortese on Unsplash

Финтех-компания «Точка» провела анализ каналов импорта товаров на российские маркетплейсы. Лидерами по увеличению поставок в Россию в 2022 году стали Белоруссия и Киргизия.

Через Киргизию в Россию приехало 11% проданной e-commerce-продукции. Это позволило стране в 2022 году войти в топ-5 поставщиков российских маркетплейсов. Киргизия второй год подряд показала двукратный рост импорта на отечественные торговые площадки — в 2021 году ее доля на российских маркетплейсах составляла 5%, а в 2020 году — 2%.

Белоруссия, и раньше входившая в топ поставщиков товаров, реализуемых на маркетплейсах в России, в 2022 году увеличила свою долю до 25% против 13% в 2021 году и 11% в 2020 году.

Эксперты, опрошенные «Коммерсантом», не удивились изменению географии поставок. Они считают, что сейчас из-за проблем с логистикой проще завозить товар с относительно низкой стоимостью из Белоруссии, Киргизии и Казахстана. Через Белоруссию и Киргизию в основном завозятся товары по параллельному импорту.

Прямые поставки продукции в Россию осложнились не только из-за логистики, но и из-за нежелания производителей продавать товары напрямую селлерам российских маркетплейсов. Поэтому снизилась доля стран, откуда ранее товары завозили напрямую. Так, по данным «Точки», доля США сократилась с 8% в 2020 году до 5% в 2022 году, а доля Сингапура с 10% до 7%. В прошлом году доля Франции, Польши, Латвии и большинства стран Евросоюза не превышала 1%, в то время как ранее ввоз оттуда товаров для продажи на российских маркетплейсах был более заметным.

Изменение географии поставок не повлияло на рост числа продавцов. В 2022 году их количество на «Яндекс.Маркете» увеличилось на 227%, на Ozon на 221%, на «СберМегаМаркете» на 219%, а у Wildberries на 150%. По мнению представителей «Яндекс.Маркета», такая динамика стала возможной благодаря развитию сети пунктов выдачи заказов. В «СберМегаМаркете» полагают, что это связано с тем, что продавцы сразу выходят на несколько площадок одновременно. В Ozon связывают быстрый рост с поддержкой селлеров маркетплейса логистикой. Но не все маркетплейсы смогли отчитаться о бурном росте числа продавцов. Например, прирост селлеров на AliExpress в 2022 году составил 83% год к году.

Партнер One Story Ольга Сумишевская считает, что рост количества селлеров у Wildberries мог быть и выше. Но маркетплейс практически монополист на рынке и предлагает продавцам невыгодные условия работы на площадке, рассказывает эксперт. Более скромные темпы прироста числа продавцов на AliExpress могут быть связаны с проблемами логистики из Китая, где находится большинство селлеров этой площадки, объясняет президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов.

Партнер Data Insight Федор Вирин полагает, что потенциал расширения каналов продаж у селлеров не исчерпан. По мнению эксперта, в 2023-2024 годах рост количества новых селлеров на маркетплейсах продолжится, но уже не такими темпами, как в 2022 году. Двукратных рост продавцов, работающих с маркетплейсами, ожидает президент АКИТ. По словам Артема Соколова в России осталось большое количество предпринимателей, которые пока не работают с онлайн-площадками.

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
Позавчера
Редакция ADPASS
09.04.2024
Rambler&Co
05.04.2024
Редакция ADPASS
03.04.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?